Воспитание приемного ребенка

Воспитание приемного ребенка в семье: Особенности воспитания. Советы

Воспитание приемного ребенка

     С каждым годом семей, которые усыновили ребенка из детского дома, становится все больше и больше. И в связи с этим, с каждым годом становится все больше людей, которых мучают вопросы о воспитании приемного ребенка. И действительно воспитывать приемного ребенка совсем не просто и не каждый сможет с этим справиться.

Намного проще будет, если ребенка взять совсем маленького, в возрасте до года. У него еще не сформировано понятие о мире, родителях, нет представление о том, как все должно быть. Сложнее будет с ребенком постарше, ведь у него уже имеются свои интересы, привычки, вкусы, с которыми нужно будет считаться.

Если уже все обдумано, и решено усыновить ребенка, то обязательно нужно знать о некоторых  нюансах в воспитании приемного ребенка в семье.

Воспитание приемного ребенка в семье — Особенности

     Перед тем как привезти ребенка домой, нужно узнать все особенности воспитания приемного ребенка, и взвесить свои силы.

Ведь нельзя сначала ребенка взять в свою семью и в скором времени вернуть его в детский дом, из-за того что он капризный, непослушный и родителям трудно справляться с новыми обязанностями.

Для ребенка это будет еще одним предательством, и он окончательно разочаруется в людях, в существовании добра, любви и чуда.

     Перед тем как усыновить ребенка с ним нужно пообщаться, узнать о нем больше от персонала детского дома. На это уйдет месяц. Ребенок будет делать все, чтобы понравиться своим, возможно, новым  родителям. Ведь каждый ребенок мечтает обрести свою семью, маму и папу.

После того как ребенок будет уже дома ему понадобиться около месяца (в лучшем случае) чтобы привыкнуть к новым родителям, да и родители так же будут привыкать к ребенку. Если в доме он не первенец, то внимание и любовь дети должны получать в равной степени, кого-то выделять из них нельзя.

В этот период он может быть слишком активным, и самым счастливым. Наконец-то он обрел дом и семью, о которой он так мечтал. Буквально с первых дней он может начинать называть приемных родителей мамой и папой. Но говорить о полной адаптации еще рано, малыш просто всеми своими силами хочет понравиться взрослым.

   Следующий период адаптации проходит намного сложнее. Ребенок старается привыкнуть к новой обстановке. Он может начать грубить, капризничать, проявлять свой характер. Таким образом, следя за реакцией родителей,  он пытается понять свои границы дозволенного.

Тут главное набраться терпения, понимания. Ребенку нужно спокойно объяснять, почему так поступать ненужно, срываться и кричать на ребенка нельзя. И так же не стоит все спускать ему с рук, и полностью потакать всем его желаниям.

От такого поведения ребенка, у мамы может начаться депрессия и появиться неуверенность в себе и своих силах.

Как бы не было тяжело, но даже в отчаянии категорически нельзя выкрикивать ребёнку то, что он обязан приемным родителям в своем усыновлении, и только благодаря им, сейчас он находится в семье, а не в детском доме. После этих слов он начнет испытывать ненависть к родителям.

   Когда самый сложный, предыдущий период будет пройден, ребенок вновь обретет спокойствие и начнет делиться с родителями своими мнениями и планами. От ребенка начнут отступать страхи, что родители его предадут и бросят.Он начнет привыкать к новому образу жизни, и к своим приемным родителям.

Это все самые основные особенности воспитания приемного ребенка. Полный период адаптации ребенка может достигнуть от 3-х и до 5-ти лет. Поэтому нужно запастись терпением, любовью и окружить ребенка своим теплой и заботой.

Возможные проблемы при воспитании приемного ребенка в семье

     Нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть проблемы в  воспитании приемных детей. И к ним желательно подготовиться заранее.

  1. Нужно хорошо подумать и решить, говорить ли ребенку о его усыновлении или всегда молчать об этом. Лучше, будет, если ребенок будет знать всю правду. Но если родители решают молчать, то необходимо все взвесить, и сделать так, чтоб ребенок не узнал правду от посторонних. Если ему кто-то раскроет эту тайну, доверие к родителям пропадет, и ребенок получит сильнейший стресс.
  2. Если ребенок помнит своих биологических родителей, то он постоянно будет сравнивать с ними своих приемных родителей. Причем это сравнение в большинстве случаев «выигрывают» биологические родители. И пусть они сильно пьют, совершенно не заботились о ребенке, для него они всегда будут лучшие, и он будет стараться их найти. Не нужно в такой ситуации нелестно отзываться о биологических родителей, иначе в лице своих приемных родителей ребенок будет видеть  врагов. Нужно продолжать заботиться о ребенке и любить его.
  3. Если усыновленный ребенок достиг школьного возраста, наверняка он будет замечен в воровстве. Украсть он может и у родителей, брата, сестры, школы, магазина. Оставлять такое без внимания нельзя. Ребенку нужно объяснить, что это очень плохо и делать так нельзя. Чтобы этого избежать, изначально ребенка нужно обеспечить всем самым необходимым, но и не стоит его баловать.
  4. Поначалу ребенок не сможет понять, что можно брать, а что нельзя. В детском доме все было общее .Сегодня ботиночки одел он, а завтра их уже может одеть другой ребенок. Поэтому ребенку нужно объяснить, где его вещи и что их он может брать, когда захочет, и что есть вещи другого человека, которые брать можно только с его разрешения. Со временем ребенок к этому привыкнет.

Первое время с приемным  ребенком  будет не просто, но  когда все трудности и проблемы воспитания приемных детей будут позади, он отблагодарит за все старания приемных родителей своей любовью и искренней улыбкой.

Источник: http://razvitiedetei.info/obuchenie-i-vospitanie/vospitanie-priemnogo-rebenka-v-seme.html

Воспитание приемных детей в семье: ключевые особенности и проблемы

Воспитание приемного ребенка

Когда в семье появляется приемный ребенок, то вопросы возникают практически на каждом шагу:

  • как вести себя в той или иной ситуации?
  • как отнесутся к новому брату или сестре другие дети, если они есть?
  • наказывать или нет? и т. д.

Чем старше ребенок, тем сложнее возникают проблемы и тем быстрее их придется решать. Поэтому прежде чем совершить этот серьезный шаг, следует внимательно изучить особенности воспитания приемного малыша и объективно оценить свои силы.

Если вы усыновили новорожденного ребенка, то ваши действия могут быть такими же, как с родным малышом, тогда процесс адаптации будет безболезненным. Но когда в семье появляется ребенок постарше, то этот период окажется сложным для обеих сторон: и родителям, и детям придется освоить новые социальные роли и научиться считаться друг с другом.

Важно понимать, что малыш уже приобрел негативный жизненный опыт, у него есть определенные привычки и убеждения, система ценностей и ориентиров. Чаще всего его характер формируется в сложной социальной среде, и это заставляет ребенка отвечать миру негативом.

В нем живет постоянный, почти животный страх, что его снова предадут, он останется голодным, замерзшим и совсем один – без близкого человека и дома. Многие дети из детских домов прошли через побои, голод, сексуальное насилие, потерю любимых близких родственников. Свои опасения дети неосознанно переносят и на новых приемных родителей.

Они не привыкли к ласковому отношению и просто не знают, что такое нормальная семья. Всегда об этом помните и постарайтесь не терять терпения.

Особенности воспитания в период адаптации

Итак, вы уже оформили необходимые документы, познакомились с ребенком и наконец-то забрали сына или дочь из детского дома домой. Первые несколько месяцев уйдут на то, чтобы ребенок привык к новому жилищу и приемным родителям.

В этот период он, скорее всего, будет самым примерным и счастливым, ведь он обрел настоящий дом. Некоторые дети начинают сразу звать приемных родителей мамой и папой. Кому-то трудно переступить этот барьер, особенно, если ребенок хорошо помнит биологических мать и отца.

И вы так и останетесь «тетей Машей» и «дядей Сашей». Что важно сделать в это время?

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, если в семье есть еще дети, они не должны чувствовать себя заброшенными, делите любовь и заботу поровну на всех.
  • Постепенно знакомьте ребенка с правилами, по которым живут в вашей семье. Нельзя, чтобы сначала вы что-то разрешили в великодушном порыве, а потом резко запретили.
  • Привлекайте ребенка к домашним обязанностям, семейным занятиям, чтобы он почувствовал себя частью команды.

Следующий период самый трудный, поскольку ребенок осваивается в новом коллективе и пространстве и начинает проявлять характер: грубит, портит вещи, не слушается, игнорирует. Плохое поведение он использует как инструмент для определения границ дозволенного.

Кроме того, многие дети, брошенные безответственными родителями, просто не знают принятых норм поведения, не забывайте об этом. Самое сложное для мамы и папы в такие моменты – не сорваться и не сдать сорванца обратно в детский дом.

Но вы-то мудрые родители и знаете, как себя вести.

  • Наберитесь терпения, спокойно разъясняйте ребенку, почему так поступать нельзя. С первого раза он может и не воспринять ваших увещеваний, поэтому повторять придется несколько раз. Не кричите, разговаривайте спокойным ровным тоном.
  • Ни в коем случае не игнорируйте плохое поведение. Рамки дозволенного должны быть четко очерчены. Установите правила поведения и будьте последовательны в запретах и разрешениях.
  • Не старайтесь исполнить абсолютно все желания ребенка. Не пытайтесь купить послушание подарками, деньгами, развлечениями, потаканием капризам. Он должен понимать, почему должен вести себя хорошо, а не стараться угодить вам ради вознаграждения.
  • Постарайтесь переключить внимание ребенка на интересное занятие, которое могло бы его увлечь.

В этот период приемные родители могут испытывать чувство растерянности, беспомощности, им может казаться, что они совершили ошибку, усыновив ребенка. Многие испытывают соблазн обвинить приемного сына или дочь в черной неблагодарности. Ведь если бы не они, то ребенок продолжал бы жить в детдоме.

Не совершайте роковой ошибки! Вы только сорвете злость и обиду, тем самым разрушите все теплые чувства, которые есть между вами и ребенком. После таких слов он, скорее всего, начнет ненавидеть вас и еще больше ожесточится.

Запаситесь терпением и спокойствием, покажите ребенку, что любите его, несмотря ни на что и не предадите никогда. Постепенно он примет вас, перестанет бояться, что «его вернут обратно», начнет доверять и привыкнет к приемной семье и образу жизни по новым правилам.

Сколько времени требует адаптация? Как правило, от трех до пяти лет, это во многом зависит от возраста ребенка, его жизненного опыта и тактики воспитания, выбранной приемными родителями.

1. Нужно ли раскрывать тайну усыновления?

Этот вопрос следует решить раз и навсегда. Безопаснее, если ребенок будет знать правду, потому что как бы тщательно вы ни оберегали тайну, все равно найдутся «доброжелатели», которые ему все расскажут.

Такую информацию ребенок должен услышать от вас, иначе его доверие к вам может пошатнуться.

Если вы решили молчать, но ребенок задал вам вопрос, следует честно все рассказать и объяснить, что вы все равно любите его как родного.

2. Ребенок сравнивает вас со своими настоящими родителями

Если он хорошо помнит биологических маму и папу, такие сравнения неизбежны. Какими бы они ни были, он все равно их любит, и этот факт нужно принять. Не пытайтесь выиграть соревнование, не отзывайтесь о них плохо (даже если эти люди заслуживают такого отношения). Проявите выдержку и продолжайте заботиться о ребенке и любить его. Время все расставит по своим местам.

3. Воровство, асоциальное поведение, дурные привычки

Чаще всего эти проблемы возникают, если ребенка усыновили в старшем возрасте, и он рос в неблагополучной социальной среде. Он просто живет по тем нормам, которые усвоил с раннего детства. В случае воровства, подумайте, все ли необходимое есть у ребенка.

Например, если он ворует деньги, может, стоит выделять ему небольшую сумму на карманные расходы. Самое главное не игнорируйте проступки ребенка и не обвиняйте в плохой наследственности. Спокойно и твердо объясняйте, почему нельзя брать чужие вещи, ругаться матом, хулиганить, драться и т. д.

При необходимости проконсультируйтесь с психологом. Постепенно ребенок привыкнет и примет новые нормы поведения.

Не пренебрегайте помощью психолога. Специалист обязательно поможет разобраться в трудной ситуации и построить доверительные отношения с ребенком.

Источник: http://karkusha.su/vospitanie-priemnyih-detey-v-seme-klyuchevyie-osobennosti-i-problemyi/

Воспитание приемного ребенка, проблемы и пути решения

Воспитание приемного ребенка

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей — приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо.

Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом.

Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада — спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил.

В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой.

Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети — есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился — не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы.

К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется.

Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее — это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на усыновление малыша из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания.

Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен.

Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями — отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын — малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно.

Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными.

Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем — они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики.

Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие.

Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей — «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики — как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта.

Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше.

Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь, совместное семейное чтение — это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику.

Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство — это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать чувство защищенности и безопасности.

Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, — это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него — можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками.

Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор.

Психически больных детей усыновлять нельзя — их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям, начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке.

Автор Екатерина Крестникова, врач – психиатр, психиатр-нарколог
Корректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология

16 Июн, 2018 Комментариев: 2 597
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/vospitanie-priemnogo-rebenka-kak-spravitsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.