Воспитание детей сказками

Как происходит воспитание сказкой детей дошкольного возраста

Воспитание детей сказками

Сказка – не просто фольклор. Она является одним из важных средств духовного и нравственного воспитания детей. На протяжении многих веков эти выдуманные истории сопровождали человека на всем этапе взросления, а некоторых и до глубокой старости.

Произведения волшебного характера включают в себя ценные знания об устройстве мира, характерах людей. Сам процесс чтения помогает семье сблизиться, а родители на время могут снова погрузиться в детство.

В этой статье мы поговорим о том, как происходит воспитание ребенка посредством сказки.

Именно благодаря произведениям волшебного характера дети учатся правильно говорить и мыслить, узнают о жизненных уроках. Благодаря тому, что большинство сказок написаны простым языком, малыши хорошо понимают, о чем речь. Дошкольники часто сравнивают себя со сказочными героями. Девочки подражают принцессам, а мальчики – всевозможным героям и богатырям.

Окруженные родительской нежностью и заботой, многие дети не знают, что такое боль и разочарование. Книжки сказки для детей не имеют нравоучений в привычном нам виде, а значит, нет психологического давления. В такой непринужденной форме ребенок безболезненно узнает о некоторых несправедливостях мира и жизненных трудностях, ожидающих его после поступления в школу.

Нередко случается, что родители совсем не верят в воспитание детей через сказки. Они с большей охотой надеются на систему запретов и наказаний, чем на сказкотерапию.

Однако с помощью сказки можно достучаться до детской души, донести до малыша даже неприятную ему информацию, воспитать в нем добрые чувства.

Если среди известных произведений не нашлось подходящего под конкретную ситуацию, сказку можно сочинить самому.

Книги со сказками для детей также работают визуально. Детям младшего возраста полезно не только рассказывать волшебные истории, но и показывать иллюстрации к ним.

Благодаря зрительному восприятию ребенок лучше проследит за хронологией событий и поймет смысл. Родители могут покупать книжки с большими картинками, а также делать театрализованное представление дома.

Если поинтересоваться у малыша, какой герой вызывает у него наибольшую симпатию, можно многое узнать о характере любимого чада.

Прочитать и обсудить сказку – только азы работы с ней. Ниже приведено несколько рекомендаций по работе с такими произведениями.

  1. Старайтесь рассказывать сказки вслух. Это побуждает ребенка представлять картинки на основе услышанного и развивает его воображение.
  2. Предложите вашему слушателю нарисовать на листе сказочных героев такими, какими он их себе представляет. Хорошо, если он еще не успел нигде увидеть иллюстрации к сказке.
  3. Развить память и речь помогает такой прием, как пересказывание отдельных моментов истории. Если малыш вдруг переволновался, начал запинаться или делать ошибки, ни в коем случае не прерывайте его. Указать на возможные недочеты в сюжете или в речи можно только в самом конце пересказа.
  4. Случается, что дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе. Помочь ребенку раскрепоститься и узнать тактику поведения в разных ситуациях поможет сценка по сюжету сказки. Распределите роли, пусть каждый участник представления отыгрывает своего героя как можно реалистичнее – изменяет голос, копирует повадки.
  5. Развить мелкую моторику и терпение поможет аппликация по сюжету произведения. Такой вид творчества учит малышей обращать внимания на мелкие, не сразу заметные детали.
  6. Листая картинки, выберите одну. Предложите ребенку вспомнить, к какой сказке она относится. Возможно, малыш сможет рассказать содержание.
  7. Рассказывайте сказки перед сном. Родной голос мамы и папы действует на ребенка успокаивающе, дарит ему ощущение тепла, заботы, нежности.

Сказки и рассказы для детей: книги для домашней библиотеки

Словосочетание «домашняя библиотека» в наше время может вызвать ощущение старомодности. Мысли о том, что книги устаревают, нужно гнать прочь. Авторы сказок для детей могут быть как русскими, так и зарубежными.

Разберем лучшие книги сказок для детей

Сказки для детей 2-3 лет.

  1. «Яблоко» (автор Сутеев В.) расскажет о том, почему хорошо делиться с друзьями. Главный герой – зайчик, увидевший высоко на дереве сочное спелое яблоко. Проходящие мимо звери тоже замечают привлекательный фрукт, каждый хочет его добыть. Между лесными жителями возникает спор. Решить его помогает рассудительный медведь.
  2. «Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка). задача этой всем известной истории – научить малыша послушанию (козлята не слушались маму, поэтому их съел волк). Еще один поучительный момент – опасно открывать дверь незнакомцам. Песенка мамы-козы особенно нравится маленьким детям, ведь она наполнена нежностью, добротой.
  3. «Песенка мышонка» (Е. Карганова). Добрая сказка, которая учит детей быть трудолюбивыми.
  4. «Айболит» (К. И. Чуковский). Основная идея – что бы ни случилось, всегда следует оставаться добрым, помогать другим. Нужно обязательно слушаться маму с папой, иначе недолго угодить к Бармалею.
  5. «Заюшкина избушка» — русская народная сказка о том, что нельзя быть беспечным и пускать в дом незнакомцев.

Сказки для детей 4-5 лет.

  1. «Принцесса на горошине» (Г. Х. Андерсен). Сюжет учит не верить обманчивому первому впечатлению, не делать выводы о человеке по внешности. Нельзя разделять людей на бедных и богатых, каждый достоин доброты.
  2. «Бременские музыканты» (братья Гримм). Основная идея в том, что из любой, даже самой плохой ситуации, всегда есть выход.
  3. «Красная шапочка» (Ш. Перро). Нельзя общаться с незнакомцами, как это сделала главная героиня. Тем более, доверять им. А еще, следует почаще видеться с бабушкой, чтобы не забывать, как она выглядит.
  4. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (А. Толстой). Один из самых известных русских авторов для детей. Сюжет говорит о том, что нужно слушаться старших, не оставлять младших на произвол судьбы. Также, четко прослеживается идея, что каждое принятое решение несет определенные последствия.
  5. «Зимовье зверей» (русская народная сказка). Сюжет показывает безответственность зверей, последствия их лени.

Сказки для детей 6-7 лет.

  1. «Дюймовочка» (Г.Х Андерсен). Учит всегда стремиться к своей мечте, искать свое счастье и никогда не сдаваться.
  2. «Мороз Иванович» (В. Одоевский). История о двух девушках, говорящая о том, что лентяям ничего не достается.
  3. «Храбрый портняжка» (братья Гримм). Говорится о том, каких достижений можно добиться с помощью находчивости.
  4. «Конек-горбунок» (А.С. Пушкин). Учит трудиться, не гнаться за славой, быть хорошим другом.
  5. «Гадкий утенок» (Г.Х. Андерсен). История превозносит добро, терпение. Нужно уважительно относиться ко всем людям, в том числе к тем, кто непохож на других.

Авторы сказок для детей могут быть как русскими, так и зарубежными.

Духовно нравственное воспитание детей сказкой: полезное видео

Что такое сказкотерапия и почему она важна? На эти и другие вопросы отвечает доктор психологии:

Вам будет интересно

Лучшие книги по воспитанию
Книги по развитию речи
Книги о детском здоровье

  • Детская комната
  • Здоровье
  • Купание
    • Купание. Открытые вопросы
    • Средства для купания
    • Товары для купания
  • На улице
    • Коляски, автокресла, прочее
    • Путешествия, прогулки и походы
  • Питание
  • Уход и развитие
    • Развитие
    • Товары. Уход и Развитие
    • Уход

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/vospitanie-skazkoj.html

Воспитание детей на сказках

Воспитание детей сказками

Воспитание – сложный процесс, который начинается еще до рождения малыша. Многие родители хотят, чтобы их малыш вырос полноценной, здоровой личностью. Но как передать богатый опыт? Здесь на помощь приходят сказки, способные еще до рождения, на подсознательном уровне заложить в ребенка многие качества, которые помогут личности правильно сформироваться.

Воспитание и развитие сказками

Сказка – один из самых лучших способов передать новому поколению важную информацию об окружающем мире. Таким образом, ребенок получает первое, самое яркое представление о добре, дружбе, милосердии и отваге.

Сказка «говорит» с ребенком доступным языком, помогает понять, как важно быть похожим на положительного героя, в ней зашифрованы древние послания для детей и родителей. Сказки для детей призваны привить добро.

Для того, чтобы ребенок правильно усвоил смысл, выбирайте сказку по возрасту.

Малышам до двух лет очень нравятся короткие сказки, которые можно легко запомнить, это «Колобок» или «Ряба», «Репка» и «Теремок».

Они развивают малыша, дают знания об окружающей среде, заставляют фантазировать и тренируют память. Наилучшее восприятие этих народных воспитывающих сказок будет, если мама, с помощью мягких игрушек, разыграет небольшое яркое представление.

К игре можно подключать ребенка, который с удовольствием будет играть одну из главных ролей.

Для детей, которым уже исполнилось три года, больше подойдут сказки, воспитывающие доброту, имеющие четкую мораль, разграничивающую добро и зло.

Например, «Баба Яга», «Гуси-Лебеди», «Лутонюшка», «Иван-царевич».

В таких сказках, главный герой проходит трудный путь, учится преодолевать трудности, идти до самого конца и при этом помогать тем, кто слабее и нуждается в поддержке.

Существует много разных сказок, где главными героями являются животные, домашние и дикие, а также птицы и разные насекомые. Такие сказки учат взаимодействию с природой и другими людьми, помогают понять характер животных, воспитывают нравственность, помогая определить, как можно или нельзя поступать. Обычно к четырем годам малыш уже понимает, что лиса хитрая, а заяц пугливый.

Воспитание и развитие духовных ценностей русскими сказками

Народные русские сказки имеют глубокий смысл, они содержат в себе древние знания о природе, животном и человеческом мире, в них заложена важная составляющая, которая помогает в дальнейшем сформироваться менталитету, определяющему принадлежность человека к обществу, а также целому народу.

Например, сказки «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Баба Яга», «Бой на калиновом мосту» и схожие с ними, знакомят ребенка с миром дремучей Руси, с ее героями, способными отважно бороться со злом, а также и отрицательными персонажами.

Дети знакомятся с метафорами, постигают смысл борьбы добра со злом, учатся на примере героев. Люди прошлых поколений всегда жили в гармонии с природными силами, что отражено в сказке. Главным героям помогают животные, а также силы природы.

Сказки учат проявлять милосердие даже к отрицательным персонажам, помогают развить социальные навыки, обогащают и развивают речь, словарный запас, способствуют пониманию скрытого смысла.

Благоприятно на малышей сказывается чтение сказок под музыку. Обязательно обсуждайте с малышом прочитанное, чтобы он учился делать выводы, сам или с вашей помощью определил главную идею. Можно использовать при обсуждении разные тематические картинки, а также самостоятельно нарисовать, вылепить из глины или пластилина главных героев.

Сказки – уникальное собрание народной мудрости, предназначенное для нового поколения. В них содержится особый смысл, наполненный традициями, определенным отношением к жизни. Язык сказок насыщен уникальными оборотами, которые обогащают речь, расширяют кругозор. Ваша задача – помочь ребенку сделать нужный выбор, показать на примере героев, как важно соблюдать принятые моральные нормы.

А какие сказки вы читаете своим детям?

Источник: https://viline.tv/deti/article/cto-takoe-horoso-i-cto-takoe-ploho-vospityvaem-detej-na-skazkah

Какие сказки читать детям. Роль сказки в воспитании

Воспитание детей сказками

Знают ли родители, какие сказки нужно читать детям? Какой замысел скрывает сказка, и какую роль она играет в развитии и воспитании ребенка? Сказка научит его правильному поведению, поможет развить много полезных для жизни навыков и умений. А любовь к тем или иным сказкам и реакция малыша на ее сюжет расскажет о ребенке много интересного.

Роль сказки в воспитании ребенка

Недавно я разговорилась с мамочкой одного замечательного двухлетнего мальчишки. Он бегал по комнате, строил смешные рожицы, улыбался и бойко болтал на своем языке. Конечно, мама интуитивно улавливала его желания и позывы к действию.

Мы разговорились, и я спросила:

— Вы читаете малышу сказки?

— Да! — Ответила мама. — Только недолго. Он не может усидеть на месте. Но некоторые сказки слушает с удовольствием. Он очень любит «Теремок». Может слушать по несколько раз. Про Курочку Рябу сказка ему тоже по душе. «Репку» с удовольствием слушает.

А про Машу и трех медведей я ему больше читать не стану, — пожаловалась мама мальчика. — Он так сильно расстроился, когда Маша съела Мишуткину кашу, что заплакал. Так жалко ему стало маленького медвежонка. А я не могу смотреть, как мой сыночек плачет.

— Хорошо, — сказала я. — Может быть, он еще какие-то сказки любит послушать перед сном?

И мама задумалась.

— Нет. Я несколько раз начинала читать ему сказки «Колобок» и «Красная Шапочка», а он категорически отказывался слушать. Требовал закрыть книгу и капризничал, если я настаивала. Не знаю, в чем дело, ведь эти сказки ничем особо не отличаются от остальных.

Действительно, на первый взгляд, все сказки интересные. Но только человек, знакомый с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, знает, почему ребенок, которому два года и который даже толком не умеет говорить, знает лучше мамы, какие сказки полезны детям, а какие читать не стоит.

Роль сказки в развитии впечатлительного ребенка

Знания Системно-векторной психологии помогают определить свойства ребенка, с которыми он рождается.

Маленький герой нашего рассказа обладает зрительным вектором. Такие дети очень впечатлительные и эмоциональные. Они любят, когда на них обращают внимание, воображают то, чего нет, и демонстрируют все, чему научились.

Литературные произведения играют в жизни ребенка, обладающего зрительным вектором, особую роль.

Сказка — отличный способ развить чувственность и воображение. Она дает возможность чувственно прожить особенности фантазийной реальности. Переживая всю палитру данных ему природой эмоций, малыш учится проживать воображаемую жизнь вместе с героями.

Также сказки учат маленького человечка состраданию, доброте, милосердию, показывают, что добро побеждает зло.

Победа достается тому, кто больше думает и заботится о других: родных, близких, товарищах, о тех, кто нуждается в помощи. По этой причине малыш плачет, когда девочка поступает несправедливо по отношению к Мишутке.

Он учится состраданию, умению сопереживать чужой боли, бояться не за себя, а за другого, того, кто оказался рядом.

Ребенку со зрительным вектором ни в коем случае нельзя запрещать плакать. Слезы для такого малыша — целительная сила, которая держит в балансе очень чувствительную к внешнему воздействию нервную систему. Слезы сострадания избавляют зрительного ребенка от страха смерти, с которым он рождается. И если запрещать плакать, чувственная составляющая его психики останется неразвитой.

Запрет на слезы может сделать человека черствым или равнодушным. А когда человек не умеет проявлять свои чувства, он становится истериком, снобом и склонен к злорадству — а все это, в конечном счете, заставляет человека страдать, делает его одиноким.

Самое большое страдание для зрительного человека — отсутствие любви. Зачастую причина этой проблемы скрывается в детстве, когда маленькому человечку, обладающему зрительным вектором, запретили плакать, показывать свои чувства.

У маленького ребенка еще нет своего сознания. Он живет чувствами и ощущениями, которые напрямую связаны с бессознательным. Поэтому так важно правильно подбирать правильную литературу для малыша — ведь она формирует его картину мира. Через сказку ребенку раскрывается устройство жизни на уровне ощущений и чувств.

Сказка иносказательно учит ребенка на иррациональном непознаваемом уровне вести себя правильно, совершать верные поступки. Сказка намного сильнее, чем назидательные оценки родителей, которые дети иногда не могут воспринять напрямую.

Теремок

Мотив сказки «Теремок» — объединение. Эта сказка учит ребенка быть дружелюбным и гостеприимным, уметь делиться. Говорит о том, что самые разные звери, каждый со своим характером и особенностями, могут уживаться вместе. Объясняет, как хорошо жить всем вместе дружно и весело.

Системно-векторная психология показывает, как в сказке раскрываются особенности русского менталитета.

Так, как могут объединиться русские, помогать друг другу в беде, — не может ни один народ. Справедливость и милосердие заложены в сюжете русских сказок и откликаются каждому малышу.

Репка

Сказка «Репка» учит взаимопомощи и упорству в труде. Показывает, что даже самый маленький, если приложит усилие, может сыграть значимую роль в выполнении общего дела. А упорство и труд — все перетрут. Когда люди объединены общей целью, нацеленной на пропитание, а значит, выживание, тогда даже вражда отходит на второй план. О чем и говорит совместный труд кошки и мышки.

Курочка Ряба

Сказка «Курочка Ряба» рассказывает об особенном отношении к пожилым людям. Малыш всегда ассоциирует себя с персонажами сказки. Например, маленькая девочка гладит по страничке книги, где нарисованы дед и бабушка, и жалобно произносит слова Курочки Рябы: «Не плачь, дед, не плачь, баба».

У ребенка в процессе чтения складывается ассоциативный образный ряд, который учит его делать для пожилых людей все возможное, только чтобы они не расстраивались, не переживали и были сыты.

Страшные сказки для детей — забытые впечатления детства

Прочитанные в детстве и забытые сказки навсегда оставляют след в психике. Сказки о том, что кто-то кого-то съедает, созданы с хорошим намерением — чтобы научить ребенка вести себя правильно.

Не открывать дверь чужим людям, не уходить далеко от дома, слушаться родителей. Непослушного героя сказки обычно съедают.

Цель такой сказки, казалось бы, напугать ребенка для того, чтобы он мог сохранить себя, избежать опасности, угрожающей его жизни. Но что происходит на самом деле?

Чтение сказок о каннибализме вредит развитию и фиксирует его на страхе. Особенно вредны такие сказки зрительным детям. Пугающие страшилки не дают развиться чувственной сфере, воображению, наносят травму, избавиться от которой очень сложно.

Ребенок знает, что полезно, а что вредно для него, реагирует на воздействие окружающей среды в соответствии с врожденными свойствами. Он показывает это родителям, а родители не всегда могут расшифровать его послание. Зрительный ребенок плачет, когда ему жалко героев рассказов, и трясется от страха, когда кто-то кого-то съедает.

Маленький герой нашего рассказа очень хорошо показал этот факт и отказался слушать сказки о Колобке и Красной Шапочке, конец которых трагический. Природа маленького зрительника такова, что он боится быть съеденным сам.

Врожденный страх дан человеку, чтобы вовремя уйти от опасности, поэтому специально запугивать, читая остросюжетные сказки, — не нужно. Бояться за свою жизнь и защищаться — естественно для любого живого существа, в том числе, человека.

Напротив, запугивание зрительного ребенка может сделать из него жертву и изгоя.

Итак, слушая сказку о Колобке, ребенок ассоциирует себя с ним, и страх усиливается. Потеря чувства защищенности и безопасности выводит его из состояния равновесия и негативно отражается на развитии.

Когда малыш подрастет, научится сопереживать героям добрых сказок, его нервная система станет устойчивой к негативу. Он прочтет эти сказки и извлечет и из них особый смысл, получит урок. А пока он маленький, от такого рода переживаний его стоит оградить.

Пусть лучше плачет и сочувствует героям. Не нужно бояться детских слез. Если он уже в два года способен так глубоко сопереживать героям сказки — развитие правильное, и маме нужно этот момент понять, а не блокировать проявления чувств и эмоций ребенка.

Роль сказки в развитии и воспитании детей

Сказка давно применяется в психологии в качестве диагностической методики для выявления состояний человека. А также используется в психотерапевтических целях. Сказка в жизни ребенка играет обучающую роль.

Читать сказки детям можно с раннего возраста — даже если ребенок не понимает смысл сказанного, он ощущает интонацию речи, правильное произношений слов, ритм, создает привычку получать впечатления из книг.

Сказки нужно читать с выражением, вовлекая ребенка в то, что происходит с героями.

Проникая в самое сердце крохи, сказка рассказывает о том, что хорошо, а что плохо. Свод законов и правил не проговаривается напрямую, но показан в виде злых и добрых героев. Зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Благодаря чтению сказок и классической литературы у ребенка развивается эстетическое восприятие мира, умственные, интеллектуальные способности, образное мышление, чувственность. Нарабатывается внутренний нравственный стержень, который будет служить основой психологического здоровья малыша и станет опорой в жизни.

Чтение важно не только для развития зрительных детей, но и для всех остальных. Сказки для маленьких скрывают в себе полезную силу, которая необходима для развития морально-нравственных качеств ребенка.

После шести лет ребенок уже может сам выбирать, что читать. Например, звуковику интересны энциклопедии, книги о космосе и фантастические рассказы.

Ребенку с анальным вектором нравится все, что связано с историческими событиями.

«… Мы читаем правильные книги. Причем до тренинга я читала детские книги, а дочка вообще не слушала меня, я злилась и не понимала, почему ей не нравятся сказки. А сегодня правильная литература целиком и полностью держит ее внимание и желание, чтобы я ей почитала…»

Татьяна М., Москва

«… Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный сон, потому что я ее совсем не понимала, как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать, как будто тебя режут, ночью спать только при свете… В конце марта в моей жизни случилась революция… Я получила на е-мейл приглашение на бесплатный тренинг, и очень скоро не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и, главное, поняла про свою дочурку.

Так не бывает, это неправда, если бы мне сказали, я бы не поверила.

После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости.

Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни, мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по СВП Юрия Бурлана…»

Аида Б., учитель специального образования

«…На тренинге точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим.

Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует — он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора.

Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.

Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.

Счастливое детство наших детей — в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак…»

Наталья К., воспитатель детского сада, Санкт-Петербург

Подробно о правильном воспитании детей, роли сказки и классической литературы в жизни человека, можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Автор Татьяна Фарафонова, психолог
Редактор Янина Буракова
Корректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика

17 Май, 2018 Комментариев: 0 765
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/pedagogika/kakie-skazki-chitat-detyam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.