Воспитание детей разного возраста

Содержание

Воспитание ребенка 2 3 года психология советы

Воспитание детей разного возраста

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко.

По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет.

Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

Особенности возраста 2 – 3 года

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:

  1. Умственное развитие у малышей этого возраста совершает скачок. С малышами можно заниматься самыми разными вещами, направленными на развитие моторики: лепкой, аппликациями, шнуровкой. Моторные навыки напрямую влияют на память и мышление. У крохи просыпается интерес к новым видам занятий, а задача родителей – предоставить ему доступ к новым знаниям.
  2. У ребенка 3 лет начинает развиваться воображение, он учиться играть самостоятельно. Старайтесь не занимать все время развивающими занятиями, дайте чаду побыть наедине с игрушками. Приобретите для него кубики, несколько кукол, игрушки в виде зверей, конструктор. Через некоторое время вы сможете заметить, что малыш мастерит необычные строения или начинает разыгрывать простые ролевые сценки (кормление, укладывание спать). Вас не должно пугать, что при этом он будет разговаривать вслух, ни к кому не обращаясь. 
  3. Живой ум трехлетки начинает схватывать все на лету, у него развивается память. Помочь ему в этом можно при помощи коротких четверостиший. Если поэзию малыш запоминает хорошо, начинайте учить полезную информацию: имя малыша и фамилию, возраст, названия окружающих предметов, имена родственников и родителей. Ежедневно находите время для чтения сказок и стихов. Для чтения выбирайте сложную поэзию, ее не нужно заучивать, например, сказки Пушкина, стихи Маршака и Чуковского.
  4. Чтение поможет развить еще один важный навык – речь. Если в семье используются два языка – этот период будет лучшим для их изучения. Учтите, что у дошкольников более старшего возраста способности к языкам снижаются.
  5. Сложности могут возникнуть с эмоциональным состоянием малыша. Истерики 2-3 раза в неделю считаются нормальным явлением. Более частые крики и плач без причин требуют к себе пристального внимания родителей. С их помощью кроха опытным путем определяет границы своего влияния.
  6. Еще одно важное отличие поведения трехлетки – желание делать все самостоятельно. Не стоит ограничивать его в этом, иначе инициатива быстро пропадет. Найдите занятие, которое будет ребенку под силу. 
  7. Начинается естественный процесс взросления, который родителям часто трудно принять. Оттянуть этот момент стараются женщины, они привыкают к зависимости детей и не хотят принимать их самостоятельность. Связь с мамой становится менее тесной, что является нормой. Для развития коммуникабельности регулярно отводите малыша в детский коллектив. Ему нужно общаться с другими людьми. Третий год жизни – лучший период для обучения простейшим правилам этикета (благодарность, приветствие, извинения, соблюдение тишины).

На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

  • эстетическим;
  • моральным;
  • физическим.

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками.

Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы.

Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.

  1. Сангвиников часто называют беспроблемными детьми. Для представителей этой группы характерны: отсутствие громких истерик с падением на пол, подвижность, высокая самооценка, отсутствие проблем со сном и крепкая нервная система. Но это хитрые дети: родители часто верят им на слово и идут на поводу. Их невозможно заставить делать то, чего они не хотят. Основной проблемой сангвиников является ложь, ее нужно пресекать, а слова малыша проверять. Также их не стоит часто и много хвалить. 
  2. Самыми сложными в воспитании являются меланхолики. Для них характерны: ранимость, сложности при смене обстановки, быстрая утомляемость, высокая обидчивость. Ни в коем случае на них нельзя кричать, так как это равносильно физическому насилию. Нельзя стыдить представителей этого типа, особенно обсуждать его неудачи при других детях.
  3. Флегматики наиболее уравновешенны. Они сонливы, медлительны и редко показывают свои эмоции. Им нужно все демонстрировать на своем примере, заниматься с ними совместной деятельностью и стараться вовлечь в активные игры.
  4. Холериков отличает тревожный сон, вспыльчивость, активность, подвижность. Они издают много шума. Опасность в том, что люди этого типа часто ведут асоциальный образ жизни, проявляют агрессию к сверстникам и являются домашними тиранами. Нельзя наказывать их физически или не замечать. Продвигайте свои жизненные принципы.

Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета.

Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы.

Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:

  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.

Не запрещайте ребенку заниматься его увлечениями, даже если это компьютерные игры. Осознание от такого ограничения не наступит, кроха почувствует лишь досаду. Не стоит ставить слишком жесткие рамки, поведение нужно корректировать мягко. Важен тон: он не должен быть осуждающим.

Взросление невозможно без осознания границ. В течение кризиса трехлетнего возраста каждый дошкольник проверяет родителей на последовательность в ограничениях. Мама утром запретила есть мороженое, а папа на прогулке купил желаемое эскимо.

Кроха понимает, что папой легче манипулировать, он главный. В дальнейшем он будет часто просить папу подтвердить мамины слова. Аналогичный пример можно привести с любыми родственниками, участвующими в воспитании. Часто отменяют запреты бабушки.

При непоследовательности в воспитании часто возникают детские истерики, которым нельзя поддаваться.

Источник: https://pups.su/vospitanie/vospitanie-rebenka-2-3-goda.html

Принципы воспитания детей разных возрастов | ОТНОШЕНИЙ.НЕТ

Воспитание детей разного возраста

Когда у разных родителей спросили о принципах воспитания детей, то иногда встречались противоречивые советы. Возник вопрос — Почему? Как выяснилось при анализе ответов и некоторых данных – все из-за разного возраста детей опрошенных родителей. Поэтому нужно понимать, что необходимы разные подходы к детям разного возраста.

Рассмотрим график. На нём есть десятибалльная шкала и возраст детей. Мы отобразим графически применяемых методов к воспитанию ребёнка в разные возрасты. После графика будет краткий анализ.

CHART, PICTURE!

Краткий анализ: Любви не бывает мало, бывает только — любишь или не любишь. Поэтому на протяжении всей жизни вашего ребёнка вы будете испытывать к нему 10-балльную любовь. Терпения вам понадобится постепенно всё больше и больше, но особый скачок будет в подростковом возрасте – это сложный возраст. Наказывать ребёнка до 2 лет не имеет смысла.

Наказание принимает неотъемлемую часть в процессе воспитания, но при этом меры и способы наказания применяются разные. Примерно лет в 14–16 наказания уже не будут иметь смысла, вам придётся решать проблемы разговором и советами.

Понимание должно всегда присутствовать, но начиная с подросткового возраста вам понадобиться всё больше и больше понимания так, как ребёнок многие вопросы будет стремиться решать самостоятельно. Заботится о ребёнке приходиться больше всего, когда он ещё совсем беспомощный и не в состоянии делать даже самые элементарные вещи.

Но с возрастом, постепенно меньше проявляйте свою опеку, давайте место для развития ребёнка и позволяйте ему заботиться о себе самому. Это не значит, что в определённый период вы должны прекратить заботиться о детях. Конечно, нет! Помогать, и заботится о ребёнке это инстинкт родителей.

И сколько б ни было лет вашему ребёнку, он всегда будет нуждаться в вашей поддержке (моральной или материальной). И последнее, — свобода принимать решения появляется у ребёнка примерно с 1 года, когда он уже может возразить в некоторых ситуациях, но лишь в одном из 20 случаев вы сможете уступить.

Так как ребёнок ещё полностью не осознаёт необходимости некоторых вещей. Ребёнку нужно давать свободу выбора с возрастом всё больше. Он должен будет научиться принимать самостоятельно решения и нести самому ответственность до того, как покинет семейное гнёздышко.

Особенности воспитания детей в разные возрастные периоды:

Сейчас мы рассмотрим, на что нужно обратить внимание, при воспитании детей разных возрастов. Узнаем, какое отношение ребёнка к окружающему миру, в разные этапы его жизни.

Воспитание детей до 1 года

Мы уже говорили, на ребёнка имеют влияния много разных факторов и некоторые из них начинают своё влияние ещё до рождения ребёнка. А рождается ребёнок беззащитным, ему непонятен и незнаком наш мир. Поэтому он очень нуждается в своих родителях.

Слов дитя ещё не поймёт, но почувствовать доброту в ваших делах, поступка по отношению к нему, он сможет. До годика ребёночек должен быть твёрдо уверен, что он любим и дорог для своих родителей.

Вам понадобится много физических сил потратить на ребёнка, но при этом не забывайте сохранять тёплую атмосферу в вашей семье.

Воспитание детей от 3 до 5 лет

Этот возраст особо отличается своею любознательностью. Постоянно вопросы: «Что?» и «Почему?». Физически дети уже могут многое и даже выражать своё мнение. Тут главное проявить терпение и постараться отвечать на все вопросы (часто они задают одни и те же вопросы, будьте спокойны в таких случаях).

Ещё у ребёнка меняется окружение: дети во дворе и детский садик. Появляется любимая музыка, мультфильм, занятие. Вам, как родителям, необходимо следить за всем и объяснять вещи, с точки зрения морали. Ребёнок должен осознавать где добро и зло – где хорошо, а где плохо.

В этом возрасте дети впитывают в себя невероятное количество информации.

Воспитание детей от 6 до 7 лет

Ребёнок идёт в школу. Он начинает понимать, что у него есть обязанности. Он не захочет с этим мириться, но выбора у него не будет. Раньше ребёнок почти все время развлекался и играл.

А теперь он должен учиться и в школе и дома. Но здесь самое главное правильно объяснить необходимость учёбы. Помогайте ему и не оставляйте его наедине с проблемами.

Он должен чувствовать вашу поддержку, так он лучше будет воспринимать процесс обучения.

Воспитание детей от 8–10 лет

Пора общаться с ребёнком о его увлечениях и постараться начинать развивать их. Не навязывайте своё мнение, постарайтесь вместе прийти к какому-то решению. И старайтесь поддержать ребёнка в его начинаниях. Поощряйте и давайте советы. Если ребёнок увидеть, что вы гордитесь им, то его старания будут усердными.

Когда ребёнку будет около 10 лет, начинайте немного говорить с ним на серьёзные жизненные темы. Но не подолгу и не часто. Во многих ситуациях интересуйтесь мнением ребёнка. Вы должны понять, как ваш ребёнок реагирует на происходящее вокруг него.

При необходимости начните работать над некоторыми его качествами характера.

Подростковый период 12–15 лет

Это самый буйный возраст. Это связано с физиологическим взрослением ребёнка. В этот период ребёнок требует свободу действий. Но при этом он очень легко поддаётся внешнему влиянию. Однозначно будет правильно позволить ему быть более самостоятельным, но при этом познакомите его со всеми последствиями его действий.

А также в некоторых вопросах вы должны быть настойчивыми и ставить некоторые вещи под запретом. Вы несёте ответственность за ребёнка и никто другой. Постарайтесь больше общаться с ребёнком и интересуйтесь его настроением, делами в школе, друзьями. Не критикуйте ничего, учитесь слушать.

Скажите, что вы будете рады помочь ему если будут какие-то проблемы. Проявите интерес к его планам на будущее. Подростки обычно строят грандиозные планы на свою жизнь. Вам просто необходимо не терять связь с ребёнком и главное доверие.

Очень часто подростки испытывают отчуждение, непонимание со стороны других и они замыкаются в себе. Находите время для ребёнка!

Юношеский возраст

Это более спокойный возраст. Но проблем с ним может быть не меньше. Ваш ребёнок не просто ваше дитя, а он уже является сформировавшеюся личностью. Это уже не мальчик или девочка, в обществе они уже молодёжь – девушки и парни.

Ваше влияние на ребёнка зависит от ваших отношений. Но вам нужно понимать, что в юношеском возрасте нужно позволить ребёнку учиться на своих ошибках. Дайте больше свободы детям.

Но все же, есть много случаев, в которые вы должны как родители вмешаться.

Дети – это радость жизни! Они являются продолжением нас самих. Вы единственные кто обязан ребёнка научить и поддержать. Если вы пройдёте с ним половину пути его жизни с поддержкой, то он потом пройдёт остаток вашей жизни рядом с вами, поддерживая вас.

Источник: https://otnoshenij.net/principy-vospitaniya-detej-raznyh-vozrastov

Воспитание ребенка по годам

Воспитание детей разного возраста

воспитание ребенка 

Детей разных возрастов нужно воспитывать, учитывая его умения и навыки в каждый период жизни.

воспитание детей по разделам

  1. Воспитание ребенка 2 лет
  2. Воспитание ребенка 3 года
  3. Воспитание ребенка 4 года

Воспитание ребенка 2 лет

Наиболее важное событие двух лет – то, что ребенок уже отчетливо понимает, каков его половой признак. Родители могут даже затевать небольшую игру, когда во время прогулки малыш должен будет отличать женщину от мужчины.
Такое новое умение малыша идентифицировать себя по половому признаку и влияет на процесс дальнейшего воспитания.

Воспитание ребенка 2 лет видео

Что касается ритма жизни малыша, то спит кроха один раз в день, но не все дети хотят спать и один раз. Если дневной сон вызывает слишком бурную реакцию, то его можно смело заменить просто спокойным отдыхом. Пусть малыш посмотрит книжку с картинками, послушает ваше чтение.

Но недосыпание вредно для ребенка – помните про это. На время, что выделяется на игры и прогулки необходимо чередовать занятия ребенка. Малыш уже должен помнить про горшок, но все же еще следует сажать его на горшок после сна и перед прогулкой.

Чтобы развить у ребенка крупную моторику, можно устроить с малышом соревнования. Кто раньше станет или сядет из лежачего положения. Но пытайтесь практически всегда проигрывать крохи. Оценивая каждый его успех.
Катайте малыша на плечах.

А когда кроха перестанет бояться высоты, можно и танцевать с ним и приседать.

Мелкую моторику можно развивать при помощи маленьких игрушек, пуговиц, кубиков, яркого цвета. Но внимательно следите, чтобы малыш ничего из этого не тащил в рот.
Интересным занятием станет рисование, но не совсем обычное.

Малыш может рисовать кисточкой или же прямо пальцами, макая их в краску. Бумагу можно прикрепить к стене и оставлять на ней следы и отпечатки малыша.
Можно так же предложить игры в воде – купать кукол, например.

Приготовить все необходимые предметы – мыло, мочалку, полотенце и шампунь, а так же играть с теплой и прохладной водой.

Воспитание ребенка 3 года

Трехлетний возраст – самое время немного отдохнуть от бессонных ночей, болезней и младенческих слез. Садик – отличный вариант. Но прежде чем отдавать ребенка в сад, стоит понимать, на сколько коммуникабелен малыш, может ли он легко общаться со сверстниками и готов ли он день или полдня проводить с чужими людьми.

Если вы станете навязывать малышу общество чужих насильно, то можете добиться обратного эффекта. Малыш может стать замкнутым и даже агрессивным. Сад не всегда является лучшим влиянием на психику крохи.
Если малыш кажется взрослее, чем был раньше, не забывайте, что он еще совсем мал.

Воспитание мальчиков видео

Первый кризис после рождения наступает как раз в три года. И это в первую очередь контакт с людьми и обществом.
Малыш растет, меняется, изменяются пропорции его тела. Он становится более стройным, он все больше хочет двигаться.

Те движения, которые раньше у него не получались, теперь даются ему более легко. А потому и желания играть и двигаться у него все больше. Режим малыша не значительно изменился.

Он спит днем, отдыхает не менее полутора часов, а ночью спит не менее десяти часов.

Малыш любит бегать, прыгать, танцевать. Он играет с мячом, прыгает по ступенькам. Зимой он хочет кататься на санках, летом ему нравится ездить на велосипеде.

Так же самое время развивать мелкую моторику ребенка – лепка из пластилина, при чем не просто бесформенных фигурок, а давайте ему лепить с натуры – овощи, фрукты.

Давайте малышу не осень мелкие бусинки или пуговицы – при этом постепенно вводите счет предметов.

Книги с картинками – неплохое развлечение для малыша. Пусть описывает то, что изображено на картинке. Пусть играет в дочки-матери, так он знакомится с социальными ролями.
Не бойтесь давать малышу все более сложные задачи. Если у него получается собрать фигурку из конструктора, то приступайте к более усложненным вариантам этой же задачи.

Воспитание ребенка 4 года

В четыре года активность ребенка уже не такая как в три года. Ребенок становится более усидчивым и может сосредоточиться на одном занятии. Если ранее малыш постоянно двигался, то сейчас его нужно к этому привлекать. Да и прогулки становятся все интереснее для ребенка. Ведь у него появляются друзья. И игры приобретают коллективный характер.

Воспитание девочек видео

В четыре года самое время записать малыша на спортивную секцию. Или же это могут быть развивающие занятия. Спорт дисциплинирует малыша, воспитывает в нем характер. Уже в четыре года многие мамы отводят детей в психологу. Это связано с изменением характера малыша.

Он может часто поддаваться перемене настроения. Может думать, что его не любят, что он плохой. Это своего рода переходный возраст. Многие родители не осознают, что сами становятся причинами такого поведения. Но вот решение проблемы перекладывают на специалистов.

Именно поэтому так важно как можно больше хвалить дитя. Давать объективную оценку его поведению. Похвала или наказание должны быть справедливыми. И ребенок должен понимать, отчего у родителей такая или иная реакция.

Худшее что может быть по отношению к ребенку – это равнодушие.

Возраст четыре года самое время учить малыша читать, дать азы математики.
На примерах показать, как он может формулировать свое мнение. Малыш учится произносить звуки, что раньше ему не давались.

Рано или поздно он научится связно говорить. Задача родителей помочь крохе в этом.

Если возникают видимые и серьезные проблемы с речью, уже в этом возрасте можно обратиться к логопеду чтобы в школьном возрасте через пару лет у малыша не возникало проблем.

Источник: http://xvatit.com/vospitanie_detey/142326-vospitanie-rebenka-po-godam.html

Как правильно воспитывать ребенка?

Воспитание детей разного возраста

«Ох, какая это мука — воспитывать», — говорила Фрекен Бок в мультфильме, закрывая Малыша в его комнате. Вы тоже считаете, что правильно воспитать ребенка — это непосильный труд?

Действительно, ответственные родители часто переживают, думая о воспитании своих детей. Так хочется привить им правильные взгляды, вырастить уверенным в себе, успешным человеком, добрым, умным, вежливым, опрятным… Не много ли на одного-то ребенка?

Что нужно вашему ребенку в разные периоды взросления?

Взрослея, ваше сокровище проходит сложный путь. От одного возрастного периода до другого, от одной важной вехи — к следующей. Разные возраст требует разного подхода к воспитанию и развитию.

Младенчество

Первые три года ребенок крайне зависим от матери. В возрасте до года весь мир для него сосредоточен вокруг нее, именно мама в этом возрасте — солнце, небо и все остальное.

Главное для ребенка первых лет — не научиться говорить и проситься на горшок, как это ни странно. Главное — чувствовать, что мир его принимает и любит.

Это значит, что и в год, и в 2 года больше всего ребенку нужна мама. Принятие матери дает малышу уверенность, способность к развитию и даже здоровье.

Воспитание включает в себя обучение основным социальным навыкам. Учите ребенка общаться в песочнице, кушать ложкой и проситься на горшок — и все это в мягкой, объясняющей манере.

Многие мамы интуитивно присаживаются на корточки, общаясь с детьми. Не забывайте, что именно вариант общения «глядя в глаза» помогает малышу сконцентрироваться на ваших словах и дает чувство уверенности, что вы близко.

Дошкольный возраст

Потрясающий период в жизни вашего ребенка. За эти несколько лет он успеет постичь столько, сколько не уложится и во всю оставшуюся жизнь. Здесь и навыки пребывания в социуме, и приобретение новых знаний, и понимание, что мир значительно больше его детской.

Ребенок начинает отрываться от мамы. В это время многие дети идут в детский сад. Время сложное и интересное.

Вы можете столкнуться с возрастными кризисами. Лучшим лекарством от них станут любовь к ребенку и уверенность в себе. Не стоит сердиться на маленького упрямца — он расширяет рамки своего мира, проверяет их на прочность.

Покажите ребенку, что вы по-прежнему любите его безоговорочно. Если сердитесь на что-то, скажите, что поступок совершен плохой, но никак не плох ваш малыш. В сотый раз объясните, как нужно поступать правильно.

И помните — научить чему-то ребенка можно лишь на личном примере. Чистить зубы перед сном он станет регулярно только в том случае, если вся семья поступает именно так.

Школьная пора

Наступает «школьное время чудесное», вот бы вздохнуть с облегчением, малыш-то вырос. Ан нет, вдруг из вашего солнышка появляется капризуля и вредина.

Причины такого поведения в том, что возрастает нагрузка — и физиологическая, и психическая. Появляется много новых знаний, социальная адаптация, требования к самостоятельности и ответственности.

Как воспитывать ребенка в этот период? Помогать, поддерживать и понемногу «отпускать вожжи».

Обязательно помогите ребенку наладить режим дня. Для того, чтобы справляться с нагрузками, он должен высыпаться, тогда и процесс воспитания пойдет лучше.

Считаете, что пора стать «взрослым» и ответственным? Конечно, да. Но воспитывать эти качества нужно постепенно, не перегружая психику ребенка. Не следует делать уроки или собирать портфель за него, но помогите ему на первых порах.

Научите последовательности действий, подскажите, как лучше делать, проконтролируйте. Не навязчиво. Дайте понять ребенку, что его дела — это его зона ответственности.

Еще один важный момент этого возраста — расширение социальных связей. У ребенка появляются друзья, выстраиваются отношения в классе. Постарайтесь быть в курсе происходящего. Научить дружить, определять свое место в коллективе — важная задача.

Подростковый возраст

Еще один потрясающий период. Он действительно может «потрясти» и вас, и окружающих. В этом возрасте ребенок примеряется выйти из комфортной зоны семьи в большой мир. Гормональная буря в его организме провоцирует на «жуткие», с вашей точки зрения, поступки.

Агрессивность, смена настроений, упрямство и стремление к отмежеванию от вас могут приводить вас в лучшем случае в недоумение. Постарайтесь быть сильнее. Воспитание в этом возрасте не должно сводиться к чтению нотаций и сравнению вашего ребенка с «чудесной девочкой Машей», дочкой вашей знакомой.

Ваше сокровище стремительно взрослеет, пора вновь перестраивать ваши отношения. Ребенку уже не скажешь как в 3 года — «Слушайся маму!» Нужно переходить в дружеский формат общения «на равных».

Самым важным в этот период должно стать сохранение хороших отношений. Сохранив контакт с сыном или дочерью, вы сможете в дружеской беседе провести свою «воспитательную работу».

Как развить в малыше уверенность в себе и правильную самооценку?

Важным моментом в воспитании детей является поддержка самооценки. Уверенный в себе человек способен много добиться, имеет меньше проблем в общении и учебе.

Что могут сделать родители:

  • разумно сочетайте похвалу и критику;
  • не сравнивайте своего ребенка с другими;
  • интересуйтесь его мнением;
  • не «подрезайте» ему крылья;
  • обращайте внимание на достижения и удачи;
  • любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.

Особенности воспитания гиперактивного ребенка

Воспитание гиперактивного ребенка имеет свои сложности и нюансы. В последние годы такой диагноз появляется все чаще. Рассеянность, невнимательность, перевозбуждение и упрямство таких детей требуют большого внимания со стороны взрослых членов семьи.

Гиперактивный ребенок не всегда поддается привычным способам воспитания. Родителям приходится искать новые пути, учиться и подбирать новый ключик к каждой ситуации.

В любом случае, подходы к воспитанию гиперактивных детей лучше корректировать вместе со специалистами.

Что делать, если в семье разные взгляды на воспитание?

Часто бывает — мама что-то разрешает, а папа против. Бабушка говорит «да», а мама возражает. Хорошо это или плохо?

Ситуация, когда члены одной семьи имеют разные взгляды на воспитание детей, встречается нередко. Как правило, ребенка это запутывает, он теряет ориентиры и не уверен в правильности своих поступков. Или наоборот, умело извлекает пользу из вашего противостояния.

Как же быть?

  1. Постарайтесь договориться «на берегу». Не конфликтуйте на темы воспитания при ребенке.
  2. Объясняйте ситуацию. Проясните, что люди разные и ситуации бывают тоже разные. То, что хорошо в одном случае, не подойдет в другом.
  3. Ищите компромисс. Договоритесь, что абсолютно точно вас не устраивает, что можно обсудить. Например, шоколадные конфеты «от бабушки» ребенку, склонному к аллергиям каждый день есть нельзя, но немного на праздник — можно.

Вся наша жизнь — это решение каких-то вопросов. Воспитание ребенка в правильном ключе — сложный и важный процесс.

В поиске подходов, методик и решений не забывайте о нем, о вашем ребенке. Он — уникален, он ваш и он любим всей вашей семьей. Пусть это будет основным направлением вашего воспитания!

Источник: http://OtvetProst.com/506-kak-vospityvat-rebenka.html

» Особенности воспитания в семьях с несколькими детьми

Воспитание детей разного возраста

В исторические времена, когда общество больше подчинялось авторитетам и следовало суровым жизненным законам, старший сын в семье пользовался особенным уважением только потому, что являлся первенцем. Сегодня ситуация изменилась.

Возраст в современном обществе не играет ключевой роли в семье. Родители стараются делить свою любовь между всеми детьми поровну. Впрочем, есть и такие родители, кто обращается со старшим ребенком более строго, возлагает на него особые надежды.

Такое поведение неизбежно ведет к определенным нежелательным последствиям.

Яркий пример: шестилетнюю Машу ругают за то, что она оставила игрушки в беспорядке на полу. Но когда ее трехлетняя сестренка поступает так же, родители просто убирают за ней. Маша приходит к выводу: родителям нравится то, что делает сестра, а когда она сама поступает так, ее осуждают.

Постепенно у старшего ребенка развивается враждебное отношение к младшему, а также он начинает сомневаться в том, что родительская любовь является безусловной, искренней. Разумеется, в такой ситуации Маша не очень-то будет стремиться вырасти, да и сестренка ее поймет, что оставаться маленькой выгодно и комфортно.

Поэтому на первый план у родителей должно выходить стремление сохранить у старшего ребенка желание расти (и не только у старшего, но и у всех детей в семье).

Как обеспечить всем детям психологический комфорт?

  1. Сводим на нет вражду и соперничество между детьми. Ведь разумное и здравое разрешение проблем ревности у детей встречается крайне редко. В большинстве случаев это волнующее и неприятное чувство заставляет ребенка вести себя более инфантильно.

    Научите детей жить дружно, это даст им возможность избавиться от мелких разногласий, а также в полной мере ощутить радость жизни, радость детства без взаимных обид и зависти, счастье расти вместе с братьями и сестрами.

  2. Не взваливаем заботу о младшем на плечи старшего.

    С практической точки зрения такой подход представляется родителям привлекательным, но успехом он увенчивается редко. Такой подход портит отношения между детьми, а также мешает старшему ребенку чувствовать себя свободным. Воспитывать ответственность в детях можно и нужно, однако следует соблюдать допустимые границы.

    Ребенку необходимо играть, ощущать свою свободу, раскованность и непринужденность – настолько, насколько мы можем ему это позволить.

  3. Не регламентируем привилегии старших и младших детей. Нужно всегда быть справедливыми, тогда первенец будет уверен в себе, а младшие дети захотят расти.

    Приводите детей к мысли также и о месте родителей в этой возрастной иерархии.

  4. Выстраиваем с детьми добрые взаимоотношения. Ребенок должен хотеть быть похожим на родителей. Он будет подражать родителям, если они ему нравятся.

    Если же они выглядят в его глазах скучными занудами, ребенок захочет поскорее вырасти, лишь бы стать свободным от родительского общества. Но и во взрослой жизни его будут преследовать досаждающие и раздражающие авторитетные личности. Стать взрослым – это значит жить с родителями в согласии.

    Родители могут способствовать этому, если их взаимоотношения с детьми будут добрыми и радостными. Тогда ребенок научится легко находить общий язык с людьми разного возраста, потому что у него будет выработан доброжелательный подход к окружающим.

 Обычно с младшим ребенком родители обращаются, как с любимчиком, будучи нежными и ласковыми не только на словах. Они искренне считают младшего ребенка маленьким и долгое время относятся к нему, как к младенцу, даже когда он давно вышел из младенческого возраста. Особенно часто подобное отношение возникает в семье тогда, когда младший ребенок рождается спустя несколько лет после появления предыдущего. Малыша балуют все – не только взрослые, но и братья-сестры, которые не видят в нем соперника.

Младший ребенок радуется окружающей заботе и любви, но становится зависимым. Он счастлив, пока мал, но, повзрослев, неизбежно столкнется с жизненными трудностями, которые превратят его в беспокойную и мнительную личность.

Возможно, такое состояние станет заметно в школьном возрасте или даже позже. В любом случае, ребенок длительное время будет нуждаться в поддержке, станет инфантильным.

Такие проявления нередки и у взрослых людей, когда они гораздо комфортнее и увереннее чувствуют себя, когда за них принимают решения другие. Чтобы уменьшить последствия этой проблемы, следует приложить определенные усилия.

Прежде всего, нужно ободрять ребенка, особенно когда он встревожен (например, когда идет в первый класс). Расскажите ему, как в первый класс отправлялись его старшие братья или сестры.

 Психологические трудности младшего ребенка

 Если между младшим ребенком и старшими детьми разница достаточно велика, он оказывается сразу перед несколькими авторитетами (родители, старшие братья и сестры). С одной стороны, это может затянуть его детство, с другой – привести к чувствам отчаяния и вражды. Он неизбежно потерпит поражение, соревнуясь в чем-то со старшими только потому, что у него меньше жизненного опыта.

Родителям очень важно научиться проявлять в воспитании гибкость.

Обращаться одинаково со всеми детьми невозможно, ведь дети все разные, и родители их всех очень любят, но любят по-разному! Но мы не имеем альтернативы, и не следует думать, что существует универсальный ответ на вопросы, которые встают перед нами при воспитании нескольких детей.

Например, когда четырехлетний мальчик расплачется от того, что потерял игрушку, мы утешим его, обняв и поцеловав. Но очевидно, что в похожей ситуации с его 12-летней сестрой следует общаться иначе. Иными словами, свою любовь к детям мы можем выражать различными способами.

Одну и ту же проблему можно решить ласковым жестом и поцелуем в одном случае, терпеливым объяснением – в другом. Конечно, младший ребенок требует больше заботы, ласки. Мы не можем уделять старшим столько же внимания. Главное же – не перестараться.

Будет лучше, если прежде родители станут заботиться о старшем ребенке. Нельзя позволять себе забывать о нем только потому, что он вырос и стал проводить много времени вне дома. Младший ребенок в данном случае отвергнутым себя не почувствует, напротив, он будет стараться занять место старших в семейной иерархии.

 Средний ребенок

Психологическое развитие среднего ребенка имеет свои особенности. Такие дети часто растут ранимыми, замкнутыми и робкими, либо, напротив, агрессивными и властными, стремящимися к соперничеству.

Это происходит потому, что ребенок оказывается как бы между братьями и сестрами. В первом случае он уступает их требованиям или просьбам, правда, рассчитывая на родительскую помощь.

Во втором случае занимает оборонительную позицию и жаждет самоутверждения.

Родители предпочитают, чтобы средний ребенок действовал по второй схеме, хотя она не всегда лучше первой. Но не стоит недооценивать агрессивность. Тем не менее, и в первом, и во втором случае, ребенок испытывает постоянное нервное напряжение и стресс. Родители же, как правило, не могут предпринять каких-либо грамотных результативных мер.

Это происходит обычно следующим образом. Сначала они уделяют все свое внимание первенцу. Второго ребенка воспитывать уже проще, основываясь на приобретенном опыте. Когда же в семье рождается третий ребенок, накапливается усталость (только если мы не имеем дело с родителями-энтузиастами, мечтающими о многодетной семье).

Новорожденного оставить без заботы никак нельзя, но можно уделить меньше внимания второму ребенку. Младенец беспомощен, а старший ребенок уже перешел на более самостоятельную стадию развития и почти не страдает от недостатка родительского внимания. Второй же ребенок еще сильно зависит от матери и требует ее заботы.

А матери труднее всего именно с ним, потому что необходимость ухаживать за младенцем она понимает на инстинктивном уровне, а возросшая самостоятельность старшего ребенка ее успокаивает. Проблема осложняется по мере взросления детей. Младший очарователен и умилителен, старший радует успехами, а среднего ребенка сложно оценивать, если, конечно, он не обладает особыми талантами.

В результате средний ребенок, что очень печально, начинает относиться к себе так же, как к нему относятся родители.

 Если первенец пользуется успехом, если он активен и целеустремлен, если его нельзя превзойти – средний ребенок замкнется в себе и утратит веру в свои силы. Если же старший рассудителен и спокоен, или даже замкнут, средний может вырасти агрессивным, с ярко выраженным духом соперничества.

 Расположение родителей к детям играет большую роль. Сами того не замечая, они зачастую ведут себя с младшими детьми более ласково – или, наоборот, любимчиком у них становится старший.

Если родители относятся ко второму типу, то средний ребенок захочет подражать им, что может обернуться агрессией и наглостью.

Если же родители с особенной теплотой обращаются с младшим, то средний ребенок захочет вести себя как маленький соперник, будет привлекать внимание матери и отца.

 Как помочь среднему ребенку?

 Существуют два способа.

  1. Найдите для ребенка интересное занятие, такое, в котором он смог бы проявить дух соперничества. Не ругайте за то или иное поведение, вы так только усугубите ситуацию и лишите ребенка вообще любых радостей жизни. Обычно замкнутых детей родители не любят, и поощряют дух соперничества, что побуждает среднего ребенка действовать еще более решительно, а для старшего создает серьезные проблемы. Ободряйте среднего ребенка, помогайте ему занять правильную позицию. Пример: от робости и замкнутости пятилетнему Пете родители помогли избавиться следующим образом. Они заметили, как он хорошо рисует и собирает различные конструкции, и приобрели для него замечательный конструктор. В результате к Пете захотели присоединиться братья и сестры. Таким образом, мальчик не только испытывал радость от игры, но и начал свободнее себя чувствовать с другими детьми. Или другой пример. Пятилетнюю Эмму научили играть по всем правилам, чтобы снять агрессивные проявления у девочки. Предложенные родителями игры заинтересовали Эмму, поскольку носили характер соревнования. Но при этом они строились таким образом, чтобы в них был главным не результат, а то, как проходит игра. Так девочка научилась сдерживать свои эмоции, играть спокойно, перестала стремиться во что бы то ни стало выделиться среди других детей.
  2. По возможности держите детей отдельно. Желательно, чтобы у них были разные комнаты, чтобы они общались в разных компаниях (по возможности), даже если ходят в одну школу. Они все равно будут играть вместе, будут общаться друг с другом, у них останутся общие интересы. Но так родители покажут детям, что в каждом из них видят личность, индивидуальность. Понятно, что создать вышеперечисленные условия реально далеко не в каждой семье. Но к этому следует стремиться. Например, не покупайте детям одинаковые игрушки, одинаковую одежду, дарите разные подарки. Родителям понадобится немалая гибкость, чтобы с каждым ребенком обращаться по-разному, но, демонстрируя ее, они смогут уверить детей в своей искренней любви.

 Близнецы

 Похожие советы можно дать относительно воспитания близнецов. Научите их быть независимыми друг от друга, и в то же время жить в согласии. Как бы противоречиво это ни звучало, но, чем меньше близнецы друг от друга зависят, тем в большем согласии находятся.

Обращайтесь с ними, как с разными людьми. Даже без вашего вмешательства близняшки найдут множество способов для контакта друг с другом. Не одевайте близняшек одинаково, не отправляйте в один детский сад, ничего не покупайте в двух экземплярах.

Вы спросите, для чего все это нужно? Это необходимо для того, чтобы в каждом из близнецов развивались индивидуальные склонности, чтобы их не считали идентичной во всем парой человек.

Это поможет близняшкам обрести психологическую зрелость и независимость, а также способность получать от взаимного общения в играх больше удовольствия и радости.

Источник: https://paidagogos.com/osobennosti-vospitaniya-v-semyah-s-neskolkimi-detmi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.