Сказкотерапия для детей

Содержание

Сказкотерапия для детей — примеры для детей 3-х лет

Сказкотерапия для детей

Для достижения психокорректирующего эффекта, направленного на изменение и улучшение поведенческих реакций и социальной адаптации, а также борьбу с фобиями и психологическими блоками, применяется сказкотерапия для детей. Помимо этого, данная методика может использоваться в качестве аналитического инструмента для обнаружения причин нарушения поведенческих реакций малыша, а также для нахождения внутренних ресурсов, потенциала и мотивации.

Такая методика, в виду своей простоты и безопасности, активно применяется уже с ранних лет. При этом она достаточно эффективна не только в плане познания глубин детской души и выяснения причин внешних расстройств, но также оказывает положительное влияние на развитие малыша.

Сказки для детей – сказкотерапия

Изначально сказки, как форма повествования, являются простейшим инструментом для передачи малышу каких-то определенных опытов, ценностей жизни и морали, глубинного смысла.

Это достигается благодаря тому, что любая сказка содержит в себе конкретный общий смысл, представляет собой поучительную историю, которая может быть во всем пропитана тонкими аллегориями. Конкретными положительными или же отрицательными линиями поведения.

В наше время многие специалисты проводят исследования и подчеркивают специфику воздействия сказок на сознание или даже подсознание ребенка.Самыми популярными методами сказкотерапии является не только чтение сказки или же ее сочинение, но также создание кукол, продумывание персонажей, ролевые игры на тему сказок и тому подобное.

Конечно, чаще всего предпочтительным оказывается именно метод рассказывания сказок, поскольку в данном случае сам терапевт может во время этого сфокусироваться на том, какова реакция и восприятие ребенка в данный момент.

Вместе с тем, ребенок может сочинять сказку наравне с самим терапевтом.

Также и самостоятельное сочинение ребенка, а также последующий рассказ придуманного им, является хорошим методом обнаружения и раскрытия внутреннего эмоционального состояния малыша. Диагностировать невротическое состояние можно уже на этапе рассказа сказки.

Если ребенок внезапно прерывает терапевта, предлагает свои неожиданные концовки или продолжения истории, при этом показывая волнение, которое может сопровождаться бледностью, тиком, потливостью, пониженным голосом и подавленностью, то это является прямым указанием на проблемы нервного характера.

Один из главных элементов, который следует после рассказа сказки для детей – сказкотерапия, основанная на творческом потенциале ребенка.

Иными словами, ему предлагается нарисовать, слепить, склеить или изобразить каким-либо другим способом запомнившуюся ему картину, сценку из услышанной сказки.

В таких произведениях искусства со стороны ребенка всегда будут отображаться его ощущения, эмоциональные переживания и даже какие-либо скрытые страхи, фобии, желания.

перейти наверх

Отдельные особенности, которыми отличается сказкотерапия для детей 3-х лет – это акцент терапевта внимания ребенка на тех знаниях, заключенных в самой сказке, которые напрямую относятся к проблеме самого малыша. При этом важную роль также играет и общение ребенка само по себе, вместе с искренностью передаваемых эмоций и чувств.

Разумеется, для того чтобы был налажен контакт с ребенком, он должен в некоторой мере располагать ко взрослому, читающему сказку, при этом его положение должно быть таковым, чтобы он мог легко уследить за выражением глаз терапевта, его движениями, мимикой, жестами.

Проблема, рассматриваемая в рамках сказки, должна быть достаточно актуальная для саомго ребенка. Вместе с тем, сказка не должна представлять собой готовый ответ, законченный вариант шаблона поведения.

Ее структура должна соответствовать определенным требованиям, а задаваемые вопросы в меру корректными, чтобы ребенок был способен самостоятельно создавать все причинно-следственные связи, делать выводы и отвечать на вопросы.

Также стоит понимать, что у детей до 4-х лет практически отсутствует способность разделения реальности от сказочной фантазии.

При этом им свойственно больше запоминать на слова персонажей, диалоги или же монологи, но конкретные действия и формы поведения. Поэтому сказка должна подходить для такого возраста. Быть небольшой по обьему и достаточно простой по своей сути.

перейти наверх

Примеры сказкотерапии для детей

Термин «сказкотерапия» в прямом смысле подразумевает лечение посредством применения сказки как формы донесения информации. Сейчас эта методика весьма популярна в сфере использования психотерапии, педагогики, подготовки детей к социальной адаптации.Такая терапия хорошо показывает себя при лечении определенных детских страхов, фобий.

С этой целью первый сеанс нередко начинается не со чтения определенной сказки, а совместного составления новой.

При этом терапевт может начать рассказ словами: «жил-был ребенок, очень похожий на тебя…», и сам малыш в дальнейшем додумает все проблемы сказочного персонажа, перенеся на него свои собственные страхи, переживания и фобии, а поведение ребенка в сказке поможет ему адаптироваться и решить данные проблемы.

Разумеется, методику в которой ребенок сам додумывает продолжение и концовку сказки, применяют чаще всего к малышам в возрасте 5-ти лет. При этом в их произведении будет напрямую отображаться творческая работа и подсознательные проблемы, все имеющиеся эмоции, переживания, установки и шаблоны поведения.

Следует подчеркнуть, что для самого ребенка сказкотерапия является практически тем же, тчо и для взрослого человека – обычный сеанс психотерапии. Различие заключается в том, что малыш, у которого еще нет достаточно сформированного восприятия мира, не должен оценивать, анализировать и решать происходящее с ним на самом деле.

Вся работа происходит на подсознательном уровне.

Существуют достаточно разные примеры сказкотерапии для детей, которые напрямую зависят от эффекта, которого необходимо добиться и от проблемы, возникающей у ребенка. К примеру, для малышей с заниженной самооценкой идеально подходит работа со сказкой «Гадкий утенок». Это наилучший вариант истории. Которая подчеркивает возможность трансформации и положительных изменений в будущем, к которым необходимо стремиться.

Для того чтобы освободить ребенка от напряжения и избавить его от реально существующих фобий, зачастую используются именно страшные сказки. Смысл подобной терапии базируется на идее сенсибилизации: по ходу сеансов ребенок раз за разом переживает мысленно моделированную травмирующую ситуацию, постепенно привыкая к ней и тем самым снижая порог эмоциональной чувствительности.

Так называемые «страшилки» лучше всего рассказывать в группе детей от 6-ти лет. При этом концовка, как правило, должна быть достаточно неожиданной и, в противовес основному сюжету, смешной.
Выбор сказки всегда напрямую зависит от того, какой именно цели добивается терапевт.

В наше время активно используются не только русские народные сказки, но также и зарубежные. Нередко детям предлагается самостоятельно вводить в сказку своих собственных вымышленных персонажей. В любом случае, для того чтобы сказкотерапия возымела должный эффект.

Необходимо соблюдать ряд правил и условий:

1. Сказка должна быть совершенно идентичной проблеме, которая беспокоит самого малыша, однако при этом не должно наблюдаться абсолютной схожести с его персональной историей.2. Любая сказка, предлагаемая для ознакомления психотерапевтом, должна располагать определенным замещающим опытом.

Это необходимо для того, чтобы у ребенка в процессе сеанса сформировалось новое видение ситуации и возможные варианты решения проблем.

3. Сюжет всей сказки должен предоставляться ребенку с определенной последовательность.

Сперва идет вступление, которое в сказках зачастую звучит как «жили-были…» а затем и знакомство с персонажами, их жизнью, переживаниями.

перейти наверх

Сказкотерапия для дошкольного возраста

Ознакомление со сказкой может оказывать совершенно разное влияние на сознание и подсознание ребенка. Все это зависит от многих факторов, таких как возраст малыша, его индивидуальные особенности и уже сформировавшиеся черты характера, подход к самому процессу повествования, подходящий выбор сказки.

С точки зрения специалистов, сказкотерапия является не только методом лечения, но также синтезом различных подходов в сфере педагогики, воспитания, психологии, или даже философии самых различных течений и культур. Они особенно эффективны.

Если речь идет о решении отдельно взятых конкретно возрастных детских проблем:

1. Боязнь ребенком темноты, врачей, прочих «символов».2. Отдельная сказкетореапия подходит для детей, страдающих гиперактивностью, повышенной агрессией.3. Терапия детей, которые испытывают определенные проблемы в семейных отношениях.

Чаще всего речь идет о малышах, чьи родители находятся в разводе или же постоянно ссорятся между собой.4. Помощь детям, испытавшим глубокую психологическую травму, пережившим потерю близкого человека или любимого домашнего питомца.

5.

Также сказкотерапия эффективна в случае наблюдения нервных расстройств с внешними проявлениями вроде неконтролируемого мочеиспускания или повышенной тяги к еде.

Стоит отметить, что сказкотерапия для дошкольного возраста отличается подбираемым к ней материалом. Главным элементом, который выступает в данном возрасте, является метафора, аллегория, определенный глубинный смысл, который ребенок усваивает самостоятельно.

Поэтому в данном случае эффективно используются не только сами сказки, но также притчи, басни, различные мифы и сказания, былины.
Соответственно, в зависимости от точно подбора сказочного материала меняется эффективность терапии.

Поэтому сразу же после знакомства с ребенком и обнаружением конкретных проблем, специалист подбирает для обсуждения именно те сказки, которые бы максимально приблизили ребенка к решению имеющихся трудностей.

Источник: http://PsyTheater.com/skazkoterapiya-dlya-detey.html

Сказкотерапия для дошкольников — какие сказки использовать, алгоритм действий

Сказкотерапия для детей

Здравствуйте, наши уважаемые читатели! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании сказкой. На сегодняшний день это самый успешный метод психологической терапии у маленьких детей.

Психологи чаще практикуют такое понятие, как сказкотерапия для дошкольников.

Примеры сказок можно прочитать в книгах или найти в Интернете, а затем придумывать собственные, используя принятый алгоритм и ориентируясь на конкретные нужды вашего ребенка.

1. Зачем нужны сказки

Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.

Сказки могут нести такой посыл:

  • Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
  • Воспитательный (понятия о добре и зле);
  • Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).

С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.

2. Виды сказок

Детская сказкотерапия направлена на такие действия:

  • Учит детей различать добро и зло;
  • Учит хорошим качествам, воспитывает;
  • Исправляет изъяны в поведении;
  • Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
  • Способствует доверию между детьми и родителями;
  • Развивает фантазию ребенка.

Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию.

Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить.

Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.

Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:

  1. Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);
  2. Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).

Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны.

Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления.

Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:

Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках.

Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре.

Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.

3. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях

В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.

Методики сказкотерапии в ДОУ:

  • Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
  • Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
  • Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
  • Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.

4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.

Сказки могут делиться на:

  • Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
  • Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
  • Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
  • Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница» ( о них подробнее можно почитать здесь), а также придумывать свои собственные.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.

сказки современных авторов для сказкотерапии можно найти в Интернете. Печатные издания сказок для терапии можно найти у авторов издательства Речь, Эксмо-пресс, Златоуст и т.д.

Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка).

5. Алгоритм сказкотерапии

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:

  1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
  2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
  3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
  4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
  5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
  6. Придумать положительный финал.
  7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:

  • Как нужно помогать старшим;
  • Вежливые слова;
  • Правила поведения;
  • Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.

Посмотреть видео с занятием по сказкотерапии в ДОУ можно здесь:

Дорогие родители, бабушки и дедушки, учите своих детей добрым сказкам, и пусть их детство будет чудесным и беззаботным! Подписывайтесь на наши обновления. До скорого!

2016-07-22

Источник: https://maminyzaboty.com/skazkoterapiya-dlya-doshkolnikov.html

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий.

Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Этот метод психологической работы используется с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны.

Сказкотерапия способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой.

При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами.

Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация  должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес.  Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкочные истории способны оказывать различное воздействие на личность малыша. Они обладают воспитательным и терапевтическим значением.

Смысл каждой сказки малыш воспринимает индивидуально, это зависит от личного образа мыслей.

Если сказки, притчи, легенды подобранные верно, то они позволят создать определенную дистанцию, для того, чтобы по-другому посмотреть на личные конфликты и найти разрешение спорных ситуаций, фобий и прочее.

Сказкотерапия для детей и занятия, по мнению многих исследователей – это не только направление психотерапии, но и синтез достижений в педагогики, в психологии, в психотерапии и в философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам.

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для детей с агрессией.

4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр по его интересам.

Средством психологического воздействия выступает метафора, являясь основой любой истории. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказкотерапевтических приемов.

Жизненная проблема в сказочных историях не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После знакомства с малышом и выявления актуальных проблем психолог подбирает в качестве обсуждения сказки, которые бы отражали проблемы. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок.

Среди них выделяют следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных.

Дети пяти лет зачастую идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них, поэтому именно сказочные истории о животных успешнее всего малышам передадут жизненный опыт.

Источник: http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/

Сказкотерапия для детей. Как помочь своему ребёнку?

Сказкотерапия для детей
26

Наше мамское Svetlana 03 Апрель, 2014

Сказкотерапия для детей — из рук в руки! Сегодня у нас в гостях автор множества детских сказок, волшебник-практик: с помощью ярких литературных  произведений она не только приглашает в волшебный мир, но и помогает родителям и детям справляться с проблемами, решать задачи, менять что-то в жизни к лучшему и понимать непонятное. У нас в гостях  Мария Шкурина, автор блога Мамины сказки и историй, которые вошли уже не в одну книгу! Мы знакомы с Марией по интервью, а сегодня тема нашего разговора — сказкотерапия для детей.

Тем, кто любит прикоснуться к сказке и готов творить, хотим напомнить: на блоге у Марии проходит конкурс сказок «Любимая игрушка» — она приглашает всех принять участие и рассказывает о конкурсе тут >>

Дорогие друзья, думаю, что среди читателей сообщества Блоги Мам вряд ли найдётся человек, который не слышал такого модного сейчас термина, как сказкотерапия.

Слышать-то слышали, но при этом всегда остаётся куча вопросов о том, как именно можно использовать этот современный метод при воспитании своего ребёнка, с какого возраста можно использовать терапевтические сказки, когда и как их рассказывать, и действительно ли сказки обладают таким волшебным воздействием.

В этой статье я постараюсь ответить на эти и другие возможные вопросы любящих родителей. Хотела бы заметить, что я не являюсь профессиональным психологом или сказкотерапевтом.

Все мои знания я почерпнула из книг, статей из журналов и Интернета, из общения с моей дочкой и другими детьми, из практической работы (решение определённой проблемы с помощью сказки) и из отзывов читателей, которые всегда чутко подмечают, как сказки влияют на настроение и поведение ребёнка, на преодоление тех или иных затруднений.

Что такое сказкотерапия?

Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.

Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.

Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой.

Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи. В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта.

Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.

Почему сказки помогают детям?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления.

Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема.

Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?

С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.

После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой.

Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.

Виды терапевтических сказок

Существуют два вида терапевтических сказок, о которых я хотела бы вам рассказать.

1. Терапевтические сказки о ребёнке, который похож на вашего малыша

В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша, но должна быть похожей.

Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему.

Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:

  • Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
  • Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
  • Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
  • Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
  • Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
  • Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.

Примеры

Давайте приведём пару примеров.

  • Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью. Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
  • Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты. Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.

Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш. Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки про вашего ребёнка

Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого.

Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.

Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить. Грубо говоря, мама или папа создают для своего малыша идеальную утопичную ситуацию, показывая чего можно достичь при желании.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:

  1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.

  2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые.

    Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.

  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.

  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.

  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо.

    Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Надеюсь, что с помощью нехитрых советов из этой статьи вы сможете помочь вашим детям решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.

Источник: http://www.blogimam.com/2014/04/skazkoterapiya-dlya-detej-kak-pomoch-svoemu-rebyonku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.