Ребенок в 3 года: развитие, что должен уметь, кризис

Кризис 3 лет у ребенка: возрастная психология

Ребенок в 3 года: развитие, что должен уметь, кризис

Многие родители знают от знакомых, старших родственников, психологов и педиатров, что примерно в 3 года поведение малышей начинает резко меняться.

Но заранее приготовиться к кризису 3 лет почти ни у кого не получается. Еще вчера милая доверчивая кроха радовала своим послушанием и хорошим поведением любимых родителей.

Сегодня на обычное предложение пойти пообедать мама может услышать грубые слова или увидеть настоящую истерику.

Резкая перемена характера, поведения чада, его агрессивность застают врасплох любящих родственников. Часто взрослые начинают выяснять, кто виноват в плохом воспитании крохи. В наступившем кризисном периоде не виноваты ни сами родители, ни методы их воспитания.

Пришло время, когда маленький человечек начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Малыш считает, что он уже большой, взрослый, может делать все сам. Внимание, забота и опека родителей для крохи трех лет означают, что его все еще считают беспомощным, не доверяют ему.

Именно поэтому у малышей начинает проявляться негативное отношение к любимым людям.

Психология кризиса 3 лет у ребенка доказывает, что это — обязательный этап в развитии ребенка, помогающий малышу осознать себя как личность. Не стоит выяснять, кто из взрослых плохо воспитывал чадо. Надо консолидировать все свои силы, чтобы помочь маленькому упрямцу пережить этот сложный период жизни.

Понятие кризиса у трехлетних малышей

Говорить о том, что кризис наступает ровно в 3 года, не совсем корректно. Кризисный период может начаться у детишек уже с 2 лет и длиться до 4 лет. Продолжительность, интенсивность кризиса зависят от темперамента ребенка: так, холерики более возбудимы, и кризисные явления у таких деток часто проходят с бурными истериками.

На интенсивность кризиса 3 лет может влиять и стиль воспитания деток, принятый в семье. В семьях с диктаторским методом воспитания чада проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно.

Детки в таких семьях часто подавляются психологическими и физическими методами.

Добившись силой от крохи внешнего послушания, родители создают предпосылки для серьезных психологических проблем в будущем у своего ребенка.

Кризис 2 лет у детей не выделяется отдельно, так как является началом сложного кризисного периода у трехлетних несмышленышей. Столкнувшись с первыми трудностями кризисного периода, родителей в первую очередь волнует вопрос — сколько длится кризис 3 лет у ребенка.

 Длительность кризисного периода может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный промежуток зависит от поведения родителей, их готовности пойти навстречу своему чаду и вместе решать сложные вопросы.

Кризис у ребенка заставляет родителей переоценивать некоторые методы воспитания детишек.

Внешнее проявление кризиса выражается в желании малыша делать все самостоятельно, часто вопреки собственному желанию. «Я сам», «не хочу», «не буду», — именно это предстоит очень часто выслушивать взрослым в семье. Отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для личностной самооценки.

Мальчики намного более упрямые, чем девочки. Зато девочки чаще капризничают. В активный период кризиса приступы упрямства, капризности происходят от 5 до 19 раз в день.

Проявление кризиса

Психология характеризует проявление кризисных явлений у детей трёх лет как «семизвездие симптомов». Выявлены следующие симптомы кризиса 3 лет:

  • Своеволие. Малыш пытается доказать, что он полностью самостоятелен и не нуждается в помощи взрослых. Именно при проявлении своеволия старшие родственники чаще всего слышат от крохи: «Я сам». Маленький упрямец сам выбирает себе одежду и сам одевается. Пытается сам застегнуть пуговицы и молнию на куртке, зашнуровать кроссовки или ботиночки. Кроха делает попытки самостоятельно перейти дорогу или включить утюг.
  • Упрямство. Не стоит путать желание достичь поставленной задачи, настойчивость с проявлением упрямства. Когда кроха пытается построить башню, несмотря на то, что кубики постоянно падают, малыш проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. А вот когда кроха отказывается убирать за собой игрушки или идти кушать, объясняя свой поступок: «Сказал — не буду, значит — не буду», — это и есть проявление упрямства. 
  • Деспотизм. Этот симптом можно назвать попыткой манипулирования взрослыми. С помощью крика, истерик кроха пытается добиться, чтобы родители выполнили его желание. Например, купили еще одну игрушку или вместо кинофильма стали смотреть мультики, которые требует показать малыш. Кроха может топать ножками, пытаться ударить маму, чтобы она его послушалась.
  • Негативизм. Полное отрицание всего, что предложили родители, даже если кроха сам этого хочет. Мама предложила посмотреть любимые мультики или пойти погулять в парк — малыш сразу отказывается, хотя ему очень хочется выйти на прогулку. Негативизм очень похож внешне на непослушание. Однако непослушание — это действия, направленные на выполнение своих собственных желаний вопреки желаниям взрослых. Негативное отношение обычно направляется выборочно на одного члена семейства, чаще всего это мама.
  • Симптом протеста. Малышу кажется, что родители ограничивают его свободу. Правила поведения, соблюдение режима дня — все вызывает протест у малыша. Не хочу, не буду, отстаньте — маленький человечек все чаще проявляет агрессию. И опять начинаются истерики у ребенка.
  • Строптивость. Этот симптом очень напоминает негативизм. Но при строптивом поведении негативная реакция упрямого чада направлена не на конкретного члена семьи, а на все окружающее: вещи, предметы, порядки. Если в семье существуют разные подходы к воспитанию подрастающего поколения, то ребенок будет чаще демонстрировать свою строптивость. 
  • Обесценивание. Все прежде любимые игрушки, книги, сказки, вещи и самое главное — близкие родные люди перестают цениться крохой. Ребенок может сломать специально любимую машинку или оторвать кукле ноги, порвать страницы книги, кинуть на пол и топтать любимые джинсы. Несмышленыш начинает употреблять грубые слова, обзывать взрослых. Малыш хочет доказать свою значимость тем, что обесценивает ценность всего остального.

Советы для родителей

Психологи дают рекомендацию готовиться заранее к трудному этапу взросления ребенка. Уже с года, когда малыш начал ходить, забота не должна превращаться в гиперопеку. Не надо держать кроху все время за ручку: отпускайте его побегать. Проявляйте внимание к его настроению, к тому, что кроха хочет.

Когда ребенок достигает возраста двух лет, он может уже рассказать маме о своих проблемах, трудностях. Не отталкивайте ребенка. Слушайте свое чадо, принимайте во внимание мнение ребенка.

И тогда к трем годам малыш будет чувствовать любовь и понимание родителей, будет уверен, что родные его всегда поймут. Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи.

Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев.

Наука психология подробно изучает возраст 3-х лет. В этом возрасте у многих детишек начинает формироваться самооценка, закладываются основы будущей личности.

Именно от реакции взрослых зависит, как может пройти этот кризисный период у подрастающего поколения: вырастет ли малыш сильным, волевым человеком или станет слабохарактерным истериком? Будет ли ребенок уверен в себе, или у малыша появится куча комплексов, которые будут мешать его развитию?

Для более успешного прохождения кризисного этапа у ребятни 3-х лет, для того чтобы он длился как можно меньше, психология разработала несколько советов для родителей трехлетних малышей:

  • Кризис 3-х лет — это не результат плохой генетической предрасположенности или неправильного воспитания. Взрослым не стоит, особенно в присутствии непоседы, выяснять — кто виноват, что кроха вырос непослушным ребенком.
  • Не стоит ограничивать любое проявление активности, а также позволять непоседе делать все, что он захочет. В первом случае вырастет закомплексованный безынициативный человек, во втором — избалованный домашний тиран. И в том, и в другом случае ребенку будет непросто адаптироваться во взрослой жизни.
  • Предоставьте малышу больше самостоятельности. Поговорите с крохой, скажите, что вы надеетесь на его помощь, ведь он уже такой большой и взрослый. Определите круг обязанностей непоседы. Пусть маленький человечек помогает мыть посуду, накрывать на стол — отнесет, допустим, тарелку с сыром или хлебом. Не отказывайте своему чаду, когда кроха хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите малыша за все хорошие поступки
  • Уважительно относитесь к советам, мнению чада. Пусть кроха сам выберет, в каком платье или свитере пойдет на прогулку. Спрашивайте у него советы, если хотите немного переставить мебель в квартире или решаете — что приготовить на обед. В магазине пусть малыш сам выберет фрукты или десерт на ужин.
  • С упрямством боритесь с помощью хитрости. Если кроха отказывается купаться, попросите помочь научить плавать куклу. Или сообщите, что машинка хочет проверить новый двигатель на улице и ждет малыша на прогулку.
  • Не устраивайте трагедию из-за мелочей. Ребенок может съесть сначала десерт или второе, а потом поесть суп или борщ. Если у него осталась еда на тарелке, вполне возможно, что вы предлагаете крохе слишком большие порции. Не стоит насильно заставлять все доедать.
  • Поменьше приказывайте чаду. Пытайтесь договариваться, идти на уступки. Обязательно выполняйте свои обещания. Маленький человечек все запоминает, может сильно обидеться. Тут будет действовать принцип — раз взрослые обманывают, значит, и я не буду их слушаться.

Боремся с капризами

Самая большая проблема в кризисе 3-х лет — это частые капризы и истерики маленьких упрямцев. Чтобы избежать истерик, капризов, с детьми следует заранее обговаривать ваши действия. Если вы идете за продуктами для ужина, это не означает, что вы обязаны купить новую игрушку. Поговорите с чадом, объясните — куда вы направляетесь, спросите его мнение.

Если у ребенка уже началась истерика, не переходите на крики и угрозы, сохраняйте спокойствие.

Детишки любят устраивать истерики в людном месте, отведите капризное чадо в тихий уголок, где не будет зрителей. Не начинайте читать нотации и воспитывать детей в присутствии других людей.

Лучше всего обнимите кроху. Расскажите своему чаду, как вы его любите, а также, как вас огорчает такое поведение непоседы.

Ни в коем случае не прибегайте к физическим, телесным видам наказания. Маленький человечек только озлобится, его упрямство может только возрасти. Кроха начнет бояться родителей.

 Никогда не оскорбляйте своего ребенка, не называйте его растяпой, хулиганом. Хвалите за все успехи. Не высмеивайте неудачи. В этом возрасте у многих деток появляются новые страхи, справиться с которыми кроха самостоятельно не сможет.

Дети начинают бояться высоты, темноты, опасаться незнакомых людей и огромного пространства.

Как мы пережили кризис

Ольга, 28 лет
Сын Макар, 4 года

Сынуля был непослушным с детства, но лет до 2 все ограничивалось отказами от супа и нежеланием убирать игрушки, по себе помню, что это нормально. А когда мы отдали его в садик, началось что-то невообразимое.

Крики и истерики по утрам, воспитатели постоянно жаловались, что он не ходит играть, обижает других детей, совсем не ест. Мы тогда не на шутку перепугались и забрали Макара домой на несколько месяцев, я взяла отпуск, и мы с мужем по-очереди занимались дома, пытались понять, как преодолеть кризис.

Конечно, сначала я ругалась, кричала, могла шлепнуть его, но вой становился только громче, и тогда мы решили действовать двумя способами — договор и игнорирование.

Не обращать внимание на истерики получилось, Макар стал спокойнее, когда понял, что ничего не добьется таким способом, он сам стал идти на компромисс. В итоге через три месяца мы спокойно вернулись в садик, а к 4 годам даже капризы для нас стали редкостью.

Коррекционные игры: помогаем преодолеть кризис

Неважно, сколько длится кризис в трех летнем возрасте и с какой интенсивностью он проявляется — помогать ребенку бороться с ним необходимо.

Одного понимающего отношения бывает недостаточно, особенно если чадо уже выработало привычку закатывать истерики в определенный момент — поход в магазин, обед и ужин, отход ко сну.

Составьте себе памятку таких случаев и держите при себе, чтобы в любой момент найти решение. Уговоры помогают не всегда, поэтому в некоторых случаях можно использовать игру как метод борьбы с кризисом.

«Магазин»

Смоделируйте ситуацию похода за покупками, только чтобы ребенок был в роли продавца. Пусть любимая игрушка будет покупателем, который при этом ужасно себя ведет, кричит, требует сладостей. Попытайтесь успокоить буйного «клиента» вместе с ребенком, но не говорите в конце игры: «Ты ведешь себя так же».

«Мама»

Игры в семью — любимые у детей. Пусть дочка или сын будет укладывать спать любимую машинку или куклу. Он должен спеть ей песню, рассказать сказку — делать все, как взрослый. После этого кроха не только успокоится сам, но и ляжет спать, потому что все еще следует сюжету игры.

«Сказка на ночь»

Придумывайте вместе сюжет сказки, в которой будет много примеров, которые так или иначе отражают поведение вашего чада. Не акцентируйте внимание на сходстве, но разбирайте ситуацию, спрашивайте, как лучше вести себя герою в той или иной ситуации.

Заключение

Свои страхи кроха может прятать за капризами, только чуткость и внимательность к поведению деток могут помочь преодолеть эти страхи. Большой опыт по выведению деток из кризиса, характерного для возраста 3 года, имеют такие известные личности, как профессор Выготский, доктор Комаровский. Он предлагает методы, позволяющие преодолеть кризисный период без больших эмоциональных потерь.

Источник: https://pups.su/psihologiya/krizis-3-goda.html

Что должен уметь ребенок в 3 года

Ребенок в 3 года: развитие, что должен уметь, кризис

Владимир Мананников

Что должен уметь ребенок в три года? 3 года – возраст крайне двусмысленный и интересный.

С одной стороны, у родителей и детей появляются средства, чтобы наладить тесное общение. Малыши уже могут многое рассказать, а мамы – понять и ответить.

С другой стороны, кризис трех лет не проходит мимо, и отношения между двумя поколениями изрядно накаляются.

Способности и интересы

Ребенок в 3 года – настоящий умница. Он различает формы и цвета, может безошибочно рассказать, где – голубой прямоугольник, а где – красный ромб. Справляется с разномастными сортерами, вкладышами и пазлами.

Трехлетний малыш прекрасно знает, как его зовут. Может и фамилию сказать, и даже адрес. Само собой, он уверенно назовет и имена родных (папа Артем, мама Лариса, баба Люда).

Он может сказать несколько предложений о себе – о возрасте, любимых увлечениях, прошедшем дне, своих успехах.

Девочки в 3 года умеют рисовать простейшие формы (круг, квадрат), закрашивать картинки внутри контура, лепить элементы из пластилина («колбаски», «шарики»), размазывать и скатывать тесто для лепки.

У мальчиков этого возраста могут быть трудности с творчеством – это нормально.

Любимыми игрушками в три года становятся конструкторы: чадо может полчаса самостоятельно заниматься стройкой, разборкой, созиданием и разрушением.

Малышам все проще концентрироваться на чем-то увлекательном, их деятельность больше не выглядит хаотичной и бессмысленной.

Набирают популярность и ролевые игры. Девочки и мальчики азартно делают уборку, моют посуду, готовят обед на игрушечной кухне, играют во врачей и лечат плюшевых медвежат.

Со своими куклами и роботами крошки повторяют все действия, через которые проходят сами ежедневно – от чистки зубов до прогулки за ручку по пешеходному переходу.

Координация движений заметно улучшается. Ребенок в 3 года уверенно сидит на беговеле и стоит на самокате. Он легко справляется с лестницами и горками на детских площадках, умеет ловить мяч.

Социализация и проявления характера

Чаще всего именно в этом возрасте (или чуть раньше) ребенок начинает посещать детский садик.

Там от него потребуются некоторые умения, которые уже по силам: самостоятельно раздеваться и помогать себя одевать, ходить на горшок по своему желанию, мыть ручки, чистить зубки.

Навыки самообслуживания лучше прививать крохе с двух лет, чтобы к трем он делал все играючи.

На первый план выходит жажда социализации. Карапуз ищет общества себе подобных. Именно поэтому многие дети в 3 года легко идут в садик и не желают уходить домой от веселой компании.

Между малышами происходит множество процессов «общения»: обмен игрушками, отстаивание территории, спор за качели, помощь, сотрудничество, проявление симпатии.

Уже сейчас можно увидеть в чаде черты матери и отца. Кто-то скуп на эмоции и рассудителен, кто-то говорлив и счастлив со всеми поделиться, другие жадничают, важничают и «берегут ресурсы».

В ребенке просыпается любознательность. Широта его интересов не имеет границ! Он будет задавать сотню вопросов в день (и даже в минуту, если потребуется) – о погоде, камушках, печенье, космосе, фикусах, чашках и папиных носках.

В нем растут аналитические способности: он выполняет простейшие задания на логику, находит различия и сходства, объединяет предметы в группы и отвечает на каверзные вопросы.

В три года дети испытывают целый веер эмоций, от страданий по мелочам до беспричинной радости. Иногда трудно уследить за этими переменами.

К сожалению, именно к этому возрасту к ним подкрадывается и кризис, справиться с которым не так уж просто. Ребенок становится сущим упрямцем, делает все наперекор, даже если сам хочет обратного. Он отделяет себя от родителей и пытается ими манипулировать.

Речь и интеллект ребенка в 3 года

Интеллектуальное развитие в 3 года идет семимильными шагами. Еще вчера он только притопывал под любимую песенку, а сейчас поет ее сам от начала до конца. И пританцовывает, конечно!

Он может рассказать любимую сказку – по памяти или по картинкам.
Речь крохи становится четкой и понятной, хотя некоторые звуки ему еще не подвластны («Р», «Л» и шипящие).

Кругозор сорванца весьма широк. Он распознает времена года, погодные явления. Отличает длинное от короткого, горячее от холодного, старое от нового.

Рассказывая о чем-то, он дает богатое описание, навеянное опытом: «Сейчас зима. Надо тепло одеваться. Нужна шапка и варежки. Зимой холодно и идет снег. Снег белый и мокрый, его не едят. Зимой катаются на санках с горки».

В лексиконе трехлетки появляется важнейшее слово «Я». Он уже идентифицирует себя как самостоятельную личность. Сейчас, показывая на свое фото, он не произнесет: «Это Вася». Он скажет: «Это Я!»

Источник: https://dobro.pw/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-3-goda/

Кризис 3 лет у детей

Ребенок в 3 года: развитие, что должен уметь, кризис

Если ваши спокойная дочурка или сынишка в три года вдруг стали строптивыми и капризными, упрямыми и злыми, то не стоит по этому поводу переживать.

Такой резкий контраст в поведении — не что иное, как проявление кризиса трехлетнего возраста, который является нормальной формой взросления ребенка.

Но что же при этом делать родителям, бабушкам, дедушкам? Как себя правильно вести, чтобы через некоторое время дитя не стало эгоистом и диктатором в семье? Давайте разберемся.  

  • Кризис 3 лет у детей: что делать?
  • Кризис 3 лет: советы родителям

Кризис 3 лет у детей: что делать?

Каковы же основные симптомы проявления кризиса трех лет? Их несколько, у разных детей они могут проявляться в разной степени:

  1. Негативизм. Буквально все предложения старших дитя встречает отказом. Его любимыми словами становятся ”нет” и „не хочу”. 
  2. Упрямство в отстаивании своих желаний. Если предложения и просьбы взрослых ребенок воспринимает негативно, то свои желания он старается достигнуть любой ценой. Даже если у сынишки есть сотня машинок, ему хочется еще одну не потому, что она другая, а потому что это его желание. И на вопрос, зачем же тебе эта машинка, он в лучшем случае ответит ”хочу”. Если же родители ее купят, то уже очень скоро интерес к ней мальчик просто потеряет. 
  3. Строптивость. Дети без причин протестуют против тех дел и обязанностей, которые ранее выполняли с удовольствием. Это может быть отказ от умывания, от прогулок с собакой, традиционного вечернего катания на качелях. 
  4. Своеволие. Ребенок все хочет делать самостоятельно, даже то, что у него совершенно не получается. При этом за помощью к маме он не обращается, а если что-то не получается, то начинается истерика. 
  5. Бунт. Это может быть разбрасывание игрушек и категорический отказ складывать их на место. При этом дитя даже может сказать, чтобы это делали родители. 
  6. Намеренная порча. Дочка или сын могут специально ломать игрушки, портить мамину помаду, резать папины брюки. Так ребенок демонстрирует, что он главный и может совершать те действия, которые ему хочется. 
  7. Ревность, деспотизм. Малыш может выгнать папу из его любимого кресла или влезть в кровать между папой и мамой, намеренно отталкивая их друг от друга. 

Итак, как видим, симптомы кризиса трех лет обязывают взрослых набраться терпения и вместе (а очень часто бабушки и дедушки идут на поводу у внуков) грамотно действовать в каждой ситуации, не позволять ребенку подчинять все в доме своей воле.

Этот кризис — первая попытка ребенка продемонстрировать, что он не только должен выполнять указания, просьбы, поручения взрослых, а и может действовать самостоятельно.

При этом его право на самостоятельность проходит и в борьбе с родителями, и в борьбе с самим собой.

Да, родители устают, и ежедневно после работы им тяжело выслушивать детские истерики, капризы и гнев. Но они-то понимают, что происходит с ребенком, а сам ребенок — нет. Поэтому ему и тяжело. Значит, задача родителей помочь ему самоутвердиться и показать, что они его любят, признают право на его мнение в разумных пределах, что он действительно взрослеет и становится самостоятельным.  

Этот кризис похож на подростковый. Поэтому от мудрости родителей зависит во многом то, каким же будет подростковый период у сына или дочки.

Что же делать родителям? Сменить приказной тон на спокойный, но требовательный. Не делать за ребенка то, что он уже может научиться делать сам. Необходимо предлагать малышу выбор. Например, предлагайте, куда же пойти после детского сада, что кушать на ужин, в какую игру поиграть, какую сказку почитать.

Папа с мамой должны понимать, что детенышу нужно гораздо больше времени, чтобы, например, застегнуть сапожки или завязать шнурки.

Поэтому, собираясь утром в садик, разбудите его пораньше, чтобы он успел это сделать самостоятельно, а не одергивайте и не подгоняйте его каждую минуту. Это поможет избежать истерик, гнева, слез.

И даже если шнурок завязан не так, как это делаете вы, то все равно хвалите малыша. Почаще говорите ему, что он большой и что все у него отлично получается.  

Кризис 3 лет: советы родителям

Как же помогать своему ребенку в конкретных жизненных ситуациях? Что делать родителям, дабы избегать конфликтов на людях? Каким способом гасить вспышки гнева у трехлетки? 

Прежде всего, помните, что при посторонних людях ребенок не пытается выставить вас плохим отцом либо матерью, ему до этого очень далеко, он просто хочет самоутвердиться. Поэтому папа с мамой должны, прежде всего, руководствоваться не тем, что о них подумают люди, а интересами своего чада, помочь ему пережить этот кризис.

Возможно, родителям в это время придется и валерьянки попить, но здоровая в будущем детская психика стоит того, чтобы набраться терпения и не вступать в споры с ребенком, не показывать свою раздраженность и гнев. Итак, прислушайтесь к рекомендациям психологов:

  1. Безграничное спокойствие. Если малыш выходит из себя, орет, то не забывайте, что из вас двоих взрослый — это вы. Видя ваше спокойствие, невозмутимость и даже улыбку, ребенок успокоится гораздо быстрее, нежели тогда, когда вы будете отвечать криком на крик. Нельзя срываться в ответ! Проявите хитрость, например, во время истерики спойте песню или начните читать любимую сказку малыша. Его внимание переключится моментально. 
  2. Положительное и уважительное отношение. Не ругайте малыша за разбитую чашку, испачканную одежду, сломанную куклу. Ведь он думает, что так вы перестаете его любить. Разбил — значит, плохой. Такая ассоциация всегда выстраивается в головке трехлетнего ребенка. В этом возрасте у малыша нет еще дифференциации отношения к нему и отношения к его поступкам. Необходимо чаще хвалить сынишку или дочурку, спокойно объяснять, что на новую куклу вместо сломанной нужно заработать деньги, что испачканная одежда — это запрет на прогулку, ведь маме необходимо ее выстирать. Ваш ребенок прекрасно поймет доходчивые для его возраста объяснения правил поведения и отношения к вещам, предметам, животным. 
  3. Позволяйте малышу ошибаться. Иногда один раз в гневе сказанное мамой слово ”растяпа” надолго отбивает у малыша желание рисовать, помогать на кухне, лепить. Помните, что и вы учились когда-то на ошибках, неудачных блюдах и даже плохо выполненных проектах. Так и ребенок должен иметь личный опыт неудач, чтобы со временем научиться действовать правильно, иметь, с чем сравнивать.  
  4. Не сравнивайте своих детишек с другими. Наверняка многим из вас приходилось слышать, как родители повторяют: „А вот соседские Сашенька, Машенька…”. Такими фразами вы демонстрируете своему, что чужое дитя лучше. Ребенок воспринимает это как вашу нелюбовь и общую оценку его как плохого сына или дочки. В 3 года малышу еще не присуще чувство здорового соперничества. А нехорошее отношение к Сашеньке и Машеньке такими фразами очень быстро формируется, особенно, если они сказаны в момент детской истерики.  
  5. Предоставляйте малышу выбор. Считаться с мнением ребенка — значит спрашивать его, куда бы он хотел сходить на выходные (к бабушке в гости или в зоопарк), что бы он хотел одеть в садик, какое печенье купить к чаю. Пускай ребенок таким способом приучается к тому, что с ним считаются и что в жизни всегда есть возможность выбора.  
  6. Игра как способ действия. Ведущим видом деятельности деток дошкольного возраста является игра. Исходя из этого, необходимо в игровой форме предлагать делать нужные вещи. Ребенок не хочет есть кашу —  кормите ее любимого медведя. Но ведь надо же попробовать, не горячая ли каша? А потому необходимо убедиться, не остыла ли она. Не хочет чистить зубы? Учите чистить зубки любимую куклу на личном примере. Придумывайте такие ролевые игры, в каких малышу легче и интересней делать нужные вещи. 
  7. Проявляйте дипломатичность. Если ребенок не хочет есть суп, то позвольте ему ограничиться вторым блюдом либо съесть сначала второе, а затем уже первое. Не нужно от ребенка требовать беспрекословного послушания, можно найти золотую середину как приемлемый для обоих вариант. 
  8. Побольше добрых слов. В 3 года дитя уже испытывает гордость за свои успехи и умения. Одобряйте его самостоятельные поступки, давайте возможность помогать вам. Хочет дочка лепить вареники? Конечно, в 3 года это еще тяжеловато, но пусть пробует. И обязательно похвалите ее за помощь, старательность и послушание. У ребенка должна формироваться потребность делать добрые дела, и родители в этом для него первейший пример. Доброту можно проявить даже тогда, когда у ребенка истерика. Просто, молча, подойдите и поцелуйте ребенка. Затем выйдите в другую комнату. Вы услышите, что малыш быстро умолкнет, ведь зрителей для его концерта нет. 

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Категория: Воспитание и развитие ребенка Заболевания нервной системы у детей младшего дошкольного возраста — не редкость. К сожалению, подобные расстройства встречаются у многих… Новорожденный малыш с первых дней начинает познавать окружающий мир. Начальные этапы жизни проходят на уровне рефлексов: питание, защита и… Ребенок не слушается — как избежать ошибок в воспитании? Любой бы родитель хотел, чтобы родные дети, независимо от возраста, слушались его.… Для большинства мам это хоть и небольшой, но важный и серьезный жизненный рубеж. Они восстанавливаются после родов, устанавливают режим,… Вредные привычки у детей — их последствия и способы устранения Дети не всегда ведут себя так, как того хотели бы взрослые. Бывает, что… Причины задержки речи у детей Многие родители полагают, что развитие речи служит зеркалом умственного развития сына или дочки. Но это не…

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/krizis-3-let-u-detej.html

Кризис 3 лет

Ребенок в 3 года: развитие, что должен уметь, кризис

Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет.

Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути.

После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

Причины кризиса 3 лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Симптомы кризиса 3 лет

В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).

В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.

Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти.

Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения.

Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.

Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.

Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер.

Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению.

Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».

Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого.

И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.

Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.

Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.

Кризис 3 лет истерики в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.

Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.

Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.

Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.

Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.

Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.

Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье ревность является деспотическим проявлением.

Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.

Кризис 3 лет — рекомендации родителям

Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними.

Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени.

Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.

Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста.

Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя.

Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.

Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.

В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.

Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.

Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.

Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.

Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх.

Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.

Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты.

И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется.

Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения.

Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.

В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.

Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.

Источник: http://psihomed.com/krizis-3-h-let/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.