Развитие внимания у детей

Содержание

Развитие внимания у детей

Развитие внимания у детей

1. Теоретические основы характеристики внимания

1.1 Определение внимания, его функции

1.2 Физиологические основы внимания

1.3 Психологические теории внимания

1.4 Виды внимания и их характеристика

1.5 Основные свойства внимания

2. Условия развития внимания у младших школьников

2.1 Процесс развития внимания

2.2 Формирование внимания у младших школьников

2.3 Внимание как условие усвоения

2.4 Борьба с рассеянностью

2.5 Особенности развития внимания

3. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников

3.1 Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников

3.2Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников

3.3 Сравнительный анализ результатов обследования

Заключение

Библиография

Приложение

Приложение

Введение

Внимание – сторона всех познавательных процессов сознания, и при том их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем чем-то, что-то себе представляем или воображаем.

Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из перечисленных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности:

восприятие – единство процесса восприятия воспринимания – и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление – единство мышления как деятельности и мысли, как содержания – понятия, общего представления, суждения.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т.е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.

Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание.

Внимание проявление этой связи сознания и предмета который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической.

Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Проблема внимания – одна из сложный проблем в психологии.

В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимании рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е.

как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.

Вопросы активизации внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация внимания школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. [2, с. 125]

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом активизировать внимание учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х гг., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе.

Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа.

Этот вопрос остается актуальным и в современной школе.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида).

В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание.

Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников.

Вопросы развития внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Атуальность: Цель развития внимания младших школьников – развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания школьников. Его особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Цель исследования: выявить оптимальные условия развития внимания детей.

Объект исследования – внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.

Предмет исследования – развитие внимания младших школьников.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития внимания детей младшего школьного возраста.

2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.

3. Проанализировать процесс развития и формирования внимания как условие усвоения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/199298/razvitie-vnimaniya-u-detey

Все, что нужно знать о развитии внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
Пьер Бомарше

Внимание — это одно из самых важных качеств, благодаря которому дети могут познавать и изучать что-то новое. По словам К. Д. Ушинского, внимание можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.

Изначально детям присуще только непроизвольное внимание

Они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое и яркое. На самотек пускать развитие произвольного внимания ни в коем случае нельзя. Тем более, что внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. И хорошо развитое внимание у ребенка — залог успешного обучения в школе.

По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.

Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни. Поэтому важно развивать внимание не только у детей, но и у взрослых.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Запись с тренинга по развитию внимания у детей.

— Александр, скажите, пожалуйста, когда появляются первые признаки внимания у ребенка?

— Первые признаки появляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения. Однако, этот процесс не приобретает самостоятельности долгое время. То есть, ребенок еще не владеет специальными действиями, которые дают возможность произвольно сосредотачиваться на чем-либо.

— Почему дети не могут заниматься одним делом длительное время?

— В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. То есть, как только в поле внимания появится новый предмет, все его внимание сразу переключится на него.

Если ребенку не интересна какая-либо деятельность или игра, то ему будет трудно на ней сосредоточиться. Если мне не интересно читать книгу «Подготовка к ЕГЭ по химии», но надо, то, как бы я себя не заставлял, долго читать ее не смогу. И не факт, что запомню материал.

Вы можете привести и другие примеры из своей жизни.

— Получается — для начала надо ребенка заинтересовать деятельностью?

— Совершенно верно!

— Мой ребенок может играть в какую-либо игру максимум полчаса, ему 4 года. Это нормально?

— Да, в его возрасте — это нормально. Длительность игры увеличивается с возрастом. Например, к 5-6 годам длительность игры будет составлять 1-1,5 часа.

Произвольное и непроизвольное внимание

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Сухомлинский

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Но развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного.

Произвольное внимание формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний. А также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности и занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.

Методик диагностики внимания у детей довольно много, но в данной статье я приведу одну из моих любимых методик — «поставь значки».

Методика «Поставь значки»

Эта методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Ниже на картинке изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб.

Задача заключается в том, что после команды ребенок должен быстро просматривать все фигуры одна за другой, как будто читает книгу, и ставить карандашом в каждой фигуре знак, который задан вверху на образце:

  • Квадрат — галочка;
  • Треугольник — черточка;
  • Круг — крестик;
  • Ромб — точка.

Ребенок непрерывно выполняет это задание в течение двух минут.

Оценка результатов

Общий показатель переключения и распределения внимания ребенка определяется по формуле:

S=1,5xN-2,8n/120

  • S — показатель переключения и распределения внимания;
  • N — число фигур, просмотренных и помеченных;
  • n — число ошибок (неправильно поставленные или пропущенные знаки).

Полученный количественный результат переводится в баллы — от 0 до 10.

  • 10 баллов — больше 1,00;
  • 8-9 баллов — от 0,75 до 1,00;
  • 6-7 баллов — от 0,50 до 0,75;
  • 4-5 баллов — от 0,25 до 0,50;
  • 0-3 баллов — от 0,00 до 0,25.

Но не стоит говорить: «Ой, у моего ребенка плохое внимание. Прям, бестолочь» или «Ты у меня такой внимательный! Молодец!».

Если есть желание похвалить ребенка, то, как советует психолог Эдди Бруммельман, сначала подумайте, что именно вы хотите сказать, чтобы не установить для ребенка слишком высокий стандарт, которому он потом будет бояться не соответствовать.

В принципе, дошкольников вдохновляет любая похвала, но с детьми постарше уже приходится помнить о разных тонкостях. Ругать ребенка, что у него плохое внимание — глупо! Лично я не знаю ни одного взрослого человека, который может похвалиться очень хорошим вниманием. Что говорить о детях?

Источник: https://5sfer.com/21083-vse-chto-nuzhno-znat-o-razvitii-vnimaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Развитие внимания у детей

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.

Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада.

Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы.

Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

. Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Миссия развития внимания у детей

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста

. Разработка той или иной задачи не заканчивается с переходом малыша на следующий возрастной этап. Каждый последующий блок наращивается на уже имеющийся.

При этом дети расширяют область развития того или иного аспекта внимания.

К примеру, работа с упражнением «Найди отличия», задача которого учить концентрировать и удерживать внимание, в сравнении с работой с детьми 3–4 лет, на следующем этапе усложняется до поиска 5–8 отличий.

Развитие внимания зависит от качества владения речью, что, в свою очередь, определяется уровнем развития мелкой моторики

Методы и приёмы развития внимания

Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод

Как уже отмечалось выше, без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Таблица: словесные приёмы для развития внимания

Речь является важным средством реализации задач образовательного процесса, связанного с развитием внимания

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных (!) методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Таблица: наглядные приёмы для развития внимания

. Материалы наглядных приёмов составляют наполнение зоны для занятий на развитие внимательности в предметно-развивающей среде группы.

Фотогалерея: картинки с заданиями для лабиринтов и поиска отличий

Для поиска отличий следует подбирать крупные изображения Для малышей первые лабиринты должны быть с переходами под прямым углом Детям очень нравятся задания, в которых действуют персонажи любимых мультфильмов Для ребят постарше лабиринт может быть более запутанным, с плавными переходами Для детей младшей группы должно быть не более трёх отличий

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность.

Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.

Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

  • дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
  • подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.

Психогимнастика

Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.

. В некоторых методических источниках психогимнастика называется этюдами.

Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече.

Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней.

Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.

С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем — дети по очереди.

Игра является основной формой работы с малышами любого возраста

Картотеки игр на внимание

Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.

Игры на внимание с детьми младшей группы

При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи.

Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры.

Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.

Игры на внимание с детьми средней группы

Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы».

Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след.

Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А.

В средней группе приоритет за играми поискового характера

Игры на внимание в старшей группе

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.

В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5–6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.

Игры на внимание в подготовительной группе

Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления)на предмет (явление)в рамках одного задания.

Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика.

Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.

Методика организации занятий на развитие внимания

Несмотря на то что развитие аттенционных способностей — это обязательная цель любого занятия, в детских садах на усмотрение педагога при согласовании с методическим советом детского сада 1–2 раза в неделю во второй половине дня проводятся также и отдельные уроки на тренировку внимания. Структура таких занятий идентична организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) любой другой направленности.

. Занятия на развитие внимания отдельной единицей образовательной деятельности, как правило, организуются, начиная со старшей группы (реже со средней), когда у детей уже полностью сформирована речь, а аттенционные способности становятся основополагающим фактором дальнейшего развития ребёнка.

Структурно занятия по развитию внимания ничем не отличаются от других видов уроков в детском саду

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае).

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду.

Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна.

В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov.html

Развитие внимания у детей и возрастные особенности

Развитие внимания у детей

Учительница:
— Настя, Рябинина, ну почему ты не слушаешь?
Повтори, что я сейчас рассказывала про тайгу?
Настя Рябинина:
— … Бывают, конечно, такие случаи…
Учительница:
— Что ты имеешь в виду?
Настя Рябинина:
— Был… был вот такой случай, один человек пошел погулять и заблудился….

Последовавший рассказ Насти Рябининой шокировал учительницу Марьяну Борисовну, героиню фильма «Ох уж эта Настя!». Ей ничего не оставалось, как прийти домой к ученице, чтобы поговорить с родителями о том, почему Настя такая невнимательная на уроках.

А вашему ребенку тоже трудно сосредоточить внимание? Он выглядит рассеянным и несобранным? Или он быстро сосредоточивается, но и также быстро теряет внимание?

Рассмотрим особенности развития внимания у детей через Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Этот уникальный метод позволяет правильно дифференцировать те психические свойства и функции, от которых зависит развитие навыков произвольного внимания у детей с разными векторами.

Развитие психических свойств и функций — памяти, внимания, мышления — происходит до 10-12 лет и еще немного до 16 лет. В дальнейшем идет уже реализация развитых свойств. Как правило, различные расстройства внимания у детей начинают ярко наблюдаться с 6-7 лет.

Связано это с началом обучения в школе. Поэтому развитием внимания у детей нужно начинать заниматься еще до 6 лет.

Развитие внимания у ребенка с кожным вектором

Часто ребенку с кожным вектором приписывают синдром дефицита внимания и гиперактивность. Это от природы очень подвижный ребенок с гибкой психикой. Ему трудно высидеть 45 минут урока. Он может часто отвлекаться.

Именно потому, что способен делать несколько дел одновременно. Может и слушать, и разговаривать, и писать.

Он переключается с одного занятия на другое, недоделав ни одного до конца, поэтому может выглядеть неорганизованным и чрезмерно активным.

Ребенок с кожным вектором обладает логическим мышлением. При правильном развитии его психических свойств способен реализоваться в профессиях от танцора до инженера, руководителя, организатора бизнеса и законотворца. Именно эти профессии требуют гибкости тела и ума. Постоянная обработка новой информации и введение новых технологий — это то, без чего не обходится сегодня ни одна сфера жизни.

Гибкость и способность переключать свое внимание с одной задачи на другую — залог стрессоустойчивости в современном городском ритме. Ну а чтобы ребенок с кожным вектором научился выполнять начатое дело до конца, нужно подкреплять его интерес, логически объяснять, зачем ему это нужно.

Например, изучение математики в школе необходимо не для того, чтобы он стал математиком, а для того, чтобы развивался его мозг. Иметь развитый мозг в современном мире очень выгодно. А чтение нужно для того, чтобы развивалось образное мышление, которое в нынешних реалиях добавляет конкурентоспособности в бизнесе и карьерном росте.

Обещания интересных для него приобретений — велосипеда, коньков, футбольного мяча — тоже хороший стимул.

Ребенка с кожным вектором очень важно вовлечь в танцы, плавание, активные виды спорта с соревнованиями. Реализуя свою потребность в движениях на тренировках вне класса, он будет на уроках легче сохранять внимание.

Насыщенный ритм жизни и дисциплина с детства способствуют развитию организованности у таких деток.

А спорт и соревнования прививают навык к достижению цели по всем правилам, который и в учебе помогает достигать хороших результатов.

Особенности развития внимания у ребенка с уретральным вектором

Ребенок, наделенный от природы уретральным вектором, самый активный в своем поведении, поэтому диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивность ему заслужить тоже очень легко. Внешне его активность может быть схожа с активностью ребенка с кожным вектором.

Но причины его подчас вызывающего поведения очень отличаются. Наряду с непримиримостью к привычным для всех нормам и правилам природа наделила будущего вождя особой ответственностью за коллектив. Для него он способен совершать прорывы, вести всех за собой.

Ребенок с такими психическими свойствами будет внимательно изучать только те предметы, которые вызывают у него настоящий интерес. И этот интерес не нуждается в положительном подкреплении и создании особых условий для развития навыка произвольного внимания.

Это особенность именно уретрального вектора.

Развитие внимания у неторопливого, медлительного ребенка

Гиперактивность такому ребенку не свойственна, но если не знать особенностей психических свойств анального вектора, то и у медлительного, неторопливого ребенка можно наблюдать признаки синдрома дефицита внимания.

Дело в том, что ребенок с анальным вектором обладает негибкой психикой, способной длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Он обладает хорошей памятью и способностью перерабатывать большие объемы информации.

В будущем это профессиональный ученый, историк, учитель, врач или хирург. От природы такой ребенок любит учиться.

Когда он сосредоточен на одном занятии, не стоит его резко переключать. Ему необходимо больше времени, чтобы закончить начатое, а также поддержка в том, что он на правильном пути. Если, напротив, такого ребенка подгонять и торопить, то сосредоточить свое внимание ему будет сложнее.

Постоянное откладывание и неспособность начинать, а также трудности в переключении внимания тоже расцениваются как синдром дефицита внимания у детей.

Но это всего лишь особенности психических свойств, которым требуется правильное развитие.

Если в процессе учебы ребенок со свойствами анального вектора не получает правильного развития, у него могут появиться обиды, упрямство, а затем и полное равнодушие к учебе и отторжение ее в знак протеста.

Развитие внимания у ребенка со звуковым вектором

«Верхние» вектора определяют способ восприятия мира человека. Ребенок со звуковым вектором — обладатель абстрактного интеллекта. В своем восприятии он сосредотачивается на тончайших смыслах мироздания. Может выглядеть малоподвижным, задумчивым, отстраненным, малообщительным. Эти особенности также зависят от нижних векторов и от наличия других верхних.

Ребенку со звуковом вектором всегда требуется немного больше времени для ответа. «А? Я? Что?» — как бы выныривая из своего абстрактного мира и сосредотачиваясь на вопросе учительницы, начинает свой ответ будущий гений. Ученый, физик или математик, астроном, музыкант, композитор или писатель.

Таких гениев рождается немного, всего 5%. Их нужно беречь, потому что открытия, которые они способны сделать, это будущее человечества. Такой ребенок резко отличается от других детей, не вписывается в общие рамки. Педагоги и даже психологи ошибочно могут считать, что у него расстройство внимания.

Он трудно переносит повышенный уровень шума, крик. Периодически ему требуется обязательно побыть в тишине одному, чтобы просто отдохнуть от школьного шума. Он может не понимать причины усталости, но от постоянно повышенного уровня шума дома тоже может уставать.

Поэтому родителям следует быть особо внимательными к звуковой экологии в своем доме, если в семье растет звуковичок. Если на такого ребенка кричит мать, учительница или у него нет возможности отдохнуть от шума, то способность к сосредоточению внимания у него нарушается, ему становится трудно учиться, усваивать материал.

Он уходит в себя вплоть до проявления аутистических качеств. И это также может расцениваться как признак синдрома дефицита внимания.

Развитие внимания у ребенка со зрительным вектором

Ребенок со зрительным вектором — это наша героиня Настя Рябинина из фильма «Ох уж эта Настя!», небольшой диалог из которого мы привели в начале нашей статьи.

Такой ребенок имеет яркий образный интеллект, он может быть безудержным фантазером, постоянно придумывать разные истории. А так как зрительники большие любители животных, то, конечно, и в их фантазиях они часто бывают героями.

Это будущие художники, дизайнеры, актеры театра и кино, представители культуры и проводники культуры в массы.

Желание в зрительном векторе создавать эмоциональную связь, совместно переживать эмоции влечет к необходимости делиться своими сказочными сюжетами.

Ну а если мама уехала, а старшая сестра не очень-то готова выслушивать это фантазерство? Когда этими историями ребенку не с кем поделиться и они остаются невысказанными, как у нашей героини? Тогда эти переживания занимают все мыслительное пространство в голове ребенка, и переключить свое внимание и сосредоточиться на школьном предмете очень сложно. И снова признак синдрома дефицита внимания? Нет, это просто свойство психики ребенка, которое требует своего развития.

Развитие внимания у ребенка с оральным вектором

Еще раз хотим обратить ваше внимание, уважаемые родители и педагоги, что грамотно организованный процесс школьного обучения с учетом психических свойств ребенка значительно облегчит решение задачи школьной успеваемости.

Ребенок с оральным вектором — это будущий оратор, способный объединять людей всеобщей идеей, теле- и радиоведущий. При обучении орального ребенка нужно понять, что такой ребенок буквально думает говорением.

Этот маленький говорун уже с детсадовского возраста собирает группу ребят, чтобы позабавить их своими рассказами, а то и анекдотами.

И в школе такой ребенок быстро подружится с ребятами и найдет общий язык со всеми, будет шутить и получать удовольствие от того, что всем весело от его балагурства. Желание говорить и быть при этом услышанным для него главное.

Если обычный режим обучения выглядит так, что нужно сначала подумать, а потом сказать, то с эти ребенком все наоборот. Функция внимания, сосредоточение на смыслах и их осознание у него активируется в процессе говорения. Для ускорения мышления такому ребенку полезно проговаривать вслух задание и выучивать устный материал через проговаривание вслух.

Поэтому для развития и реализации его психических свойств ему обязательно нужно предложить театральный кружок, дискуссионный клуб, факультативные занятия по литературному чтению. Кстати, литература — это именно тот предмет, который способствует правильному психическому развитию орального ребенка.

Когда никто из домашних не находит время выслушивать орального ребенка, когда ему постоянно затыкают рот, считая его болтуном, на уроке не спрашивают для устного ответа, если еще и наказывают тем, что не отпускают гулять и общаться со сверстниками, тогда у него не развивается природный вербальный интеллект — основной способ его мышления, значительно снижается потенциал в освоении школьной программы, успеваемость, интерес к обучению. Снижается внимание. Не научившись правильно пользоваться вербальным интеллектом, ребенок трудно обучается, тяжело воспринимает информацию, особенно на слух, так как все его внимание сосредоточено не на том, что он слышит, а на том, чтобы скорее начать говорить, причем что угодно, лишь бы привлечь внимание. Так у него возникает желание сплетничать.

В этой статье мы кратко рассмотрели особенности психики детей с некоторыми векторами. Но векторов всего восемь, и в разных сочетаниях они могут присутствовать у современных детей.

Когда мы не понимаем глубинные бессознательные мотивы поведения детей, тогда мы начинаем приписывать им разные диагнозы вплоть до дефицита внимания, кормим детей таблетками и водим к психологам.

А можно пойти другим путем — разобраться в особенностях развития внимания у детей уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Отзывы о результатах детей, родители которых прошли тренинг Юрия Бурлана:

«… Лазанье по деревьям и стояние на голове также входит в «пакет» природных свойств кожного вектора. Чтобы сбросить оставшуюся незадействованной энергию нужно отдать ребенка в спорт, а командный еще и полезен тем, что помогает быстро принимать решения и работать в группе (загонять коллективного мамонта). Научите ребенка делиться.

Объясните для чего нужны деньги, пусть учится делать покупки для членов семьи, друзей. Покупает мороженое для всех и распределяет — как вариант. Распределение ресурсов — это еще одно важное свойство кожного вектора. Пусть работает на стаю, а не только для себя…
…В творческом беспорядке по комнате разложены инструкции, батарейки, отвертки, лего и рисунки самолетов.

Инженер растет! А вы говорили СДВГ… »

Анастасия А., архитектор Москва

Автор Козловская Светлана, психолог
Редактор Екатерина Коротких, психолог
Корректор Анна Катаргина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях

6 Дек, 2018 Комментариев: 2 104
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya-vse-o-detyax/razvitie-vnimaniya-u-detej/

Как развить внимание у детей

Развитие внимания у детей

18 мая 2015 , раздел — Воспитание и развитие

Развитие внимания у детей достаточно сложное занятие для родителей.

Зачастую, многие родители считают это бесполезным занятием, но научить ребенка быть внимательным просто жизненно важно.

В школьных учреждениях и даже уже в саду, дети начинают играть и познавать мир совсем с другой стороны. Дома у них нет необходимости заморачиваться по этому поводу, ведь мама всегда рядышком, поймет без слов, стоит лишь показать пальцем.

Дома можно делать что угодно, но придя в сад, детям тяжело собраться и сконцентрироваться, потому, как у них отсутствует внимание и они не способны слушать и изучать новенькое.

Развитие внимания ребенка

Изначально у детей заложено только непроизвольное внимание.

С рождения дети обращают внимание на громкие звуки, яркое освещение, движения, блестящие предметы и прочее. Таким образом, малыш организовывает свое внимание и со временем он не ждет когда мама положит ему бутылочку в рот, чтобы понять, что надо кушать, а уже как только мама приблизиться с бутылкой в руках к нему понимает, что пришел момент кормления.

Далее развитие внимание у детей зависит от их интересов. По мере возрастания детей начинают интересовать более широкий круг окружающих предметов, и им хочется все и сразу.

Все и сразу конечно получить не удается и из-за этого у вашего чада возникают противоборства самим с собой и это может сказаться на саморазвитии личности и психическом состоянии, поэтому родители должны уделять много времени вопросу обучения вниманию ребенка.

Родители, развивая внимание детей, учат их выбирать только нужное и откидывать лишнее, чтобы не перегружать детский мозг.

Внимание обладает следующими параметрами:

  • объемность;
  • устойчивость внимания;
  • концентрация;
  • избирательность вещей;
  • функционирование внимания.

Имея маленький объем внимания, дети не могут сконцентрироваться сразу на нескольких действиях и удерживать их в своих мысленных процессах.

Если у ребенка не развито внимание, он не может долго сосредотачиваться, отвлекаясь на различные предметы.

При плохом развитии внимания у детей они не способны переключаться мгновенно с одного занятия на совершенно другое. Если отсутствует распределение внимания, то ребенок не сумеет без ошибок выполнить сразу несколько дел. Так же и нехватка произвольности внимания не даст ребенку возможность сосредоточить внимание на ваших требованиях.

Как можно развить внимание у детей

Развитие внимательности у ребенка является сложной задачей, но приложив максимум сил и терпения это вполне возможно.

Чтоб развитие внимания проходило легко запомните несколько правил:

  • занятия должны быть регулярными и долгими;
  • выполнять задания нужно вместе и на своем примере показывать детям, как нужно делать;
  • сохраняйте спокойствие при развитии внимания у детей, даже если ребенок отвлекается.

Как развить внимание решать вам, мы может только подсказать несколько методов, которые могут быть полезны в этом трудном занятии.

Как развить внимание у детей – методы:

  • с помощью развивающих игр;
  • упражнений.

Вместе с развитием внимания у детей надо развивать самостоятельность, чтобы ребенок сам собирал игрушки, хранил свои вещи в предназначенном месте. Также стоит выдвигать свои требования, учитывая возраст ребенка и правильно оформить рабочее место и игровую зону.

Не поощряйте плохое поведение и не закрывайте на это глаза, но не строгими запретами, а ласковыми словами и объяснениями, чтобы не запугать ребенка.

Самое главное, что нужно для развития детского внимания – это благоприятная обстановка. Ласковыми словами, любовью и заботой вы сделаете ребенка ближе к себе и он будет лучше поддаваться вашим словам.

Помните, что увеличить внимание у детей можно только в игровой форме, потому как принуждение вызывает обратную реакцию.

Игры на развитие внимания у детей

Как развить внимание у ребенка, используя игры знает не каждый. Просто поиграть с детьми – это не значит, что вы разовьете нужную часть мозга и придете к пониманию и развитию детского внимания.

Игра «ДаНетка»

Загадайте слово или рассказ, в котором ребенок сможет вам дать около 5 ответов Да или Нет, затем поменяйтесь ролями и пусть ребенок задает вам слова или вопросы. Так вы научите задавать сильные вопросы и запоминать ответы, а также научите самому главному – слушать других.

Игра «Пуговица»

Возьмите два набора одинаковых пуговиц, но чтобы в каждом наборе была 1 пуговица, которой нет ни в одном наборе.

Начертите 2 квадрата и разделите его на клетки. Пусть первый игрок выставит 3 пуговки, а второй запомнит где они лежат и какие пуговицы. Затем закройте листом бумаги квадрат и ребенок должен выложить на своем квадрате те пуговицы ив том порядке, как запомнил.

Со временем и возрастом можно увеличивать количество пуговиц и квадратов.

Эта игра не только влияет на развитие внимания у детей, но и развитие памяти.

Игра «Золушка»

Такая игра требует трех горстей различных круп, например фасоли, чечевицы и гороха.

Необходимо смешать все три крупы и предложить ребенку разложить данную смесь на три горсточки.

Чем взрослее ребенок, тем больше можно делать горстей.

Игра «Что я вижу»

Вы должны смотреть на какую-либо вещь, а ребенок угадать, на какую именно. Это игра хорош и полезна тем, что можно заниматься ей в любом месте и даже на прогулках или просто, стоя в очереди в магазине.

Игра «Урожай»

Для такой игры понадобится немного приложить усилий взрослых. Необходимо вырезать из цветного картона силуэты фруктов или овощей, а лучше и то, и другое (оранжевая морковь, красные помидоры, зеленые яблоки или огурцы).

Разбросайте фигурки по ковру и дайте задание найти определенный фрукт или овощ. Хорошо играть если детей несколько, дать каждому задание и наслаждаться задорным смехом, бегающим ребятишек.

Игра на внимание «Волшебный мешочек»

Для игры нужно взять мешочек и несколько предметов. Размеры предметов должны быть средними, такими чтобы было удобно взять в одну руку.

Ребенок должен доставать из мешочка тот предметов, который вы назовете, но не подглядывая.

Для трехлетних детей лучше взять 3 предмета.

Развитие внимание у детей с помощью упражнений

Упражнения помогают не только развивать внимательность у детей, но и делать движения, которые полезны для развития мышечного скелета.

Упражнения «Топ-Хлоп»

Вы должны произносить правильные и неправильные словосочетания и фразы, а дети на верные фразы –хлопают, а на не верные – топают.

Например: «Летом идет снег» или «Картошку едят сырую»

Упражнение на развитие и переключение внимания

Скажите ребенку набор слов (стол, кровать, слон, вилка) и он должен хлопнуть в ладоши, когда услышит животное. Если ребенок не может хлопнуть в нужный момент, продолжайте повторять снова, пока он не даст правильный ответ.

Затем усложните задачу и пусть ребенок садиться, когда услышит нужное слово.

С помощью такого упражнения вы разовьете внимание и быстроту переключения, расширите кругозор и увеличите знания.

Упражнение «Обезьянка»

Предложите вашему чаду повторять все ваши действия, словно обезьянка. Поднимайте руки, корчите рожицы, приседайте и прочее. Свои движения необходимо ускорять и следит, чтобы ребенок успевал за вами.

Таким образом, вы сможете развить детские мимические мышцы, правильность движения и скелет.

Упражнения для внимания «Чередуй движения»

Ребенок и несколько детей должны 2 раза топнуть и 2 раза хлопнуть не сбиваясь. Продолжать это надо несколько минут. Затем можно усложнить игру 2 раза топнуть, 2 раза хлопнуть и 3 раза подпрыгнуть.  

Все развивающие игры очень интересны и не стоит забывать, что в современном мире даже дети умеют пользоваться интернетом и не нужно отдалять их от технология. Главное ограничить время проведения за компьютером.

Источник: http://allforlady.info/beremennost-deti/vospitanie-i-razvitie/kak-razvit-vnimanie-u-detei.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.