Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь, развитие речи

Содержание

Что должен уметь ребенок в 4 года: мальчик и девочка

Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь, развитие речи

Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность.

Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому.

К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка.

Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

Психологическое развитие

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий.

Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии.

От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическое развитие

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Социальные и прочие навыки

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Развитие речи

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения.

Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами.

Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

Практические советы

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей.

Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок.

К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

Источник: https://pups.su/vospitanie/chto-dolzhen-umet-v-4-goda.html

Ребенку 4 года

Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь, развитие речи

 
 

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание.

Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок: — находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник; — понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда; — знать несколько профессий, названий деревьев, животных; — показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;  — сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине; — понимать, где один предмет, а где много; — аккуратно раскрашивать, не выходя за линию; — нанизывать бусины, пуговицы; — определить, какой из 4-5-6 предметов исчез; — пересказывать содержание сказки; — различать погодные явления, времена года, суток; — называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению; — знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;

— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться , помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить.

У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.  После каждой прогулки летом нужно обязательно помыть ноги, вечером ополоснуть ребенка под душем, и не реже раза в неделю купать более тщательно.

Ребенку необходимо прививать нетерпимость к грязи и неряшливости. Он быстрее привыкнет к чистоплотности и аккуратности, если родители покажут это на своем примере. Его нужно приучить, чтобы все свои принадлежности по окончании гигиенических процедур нужно разложить по местам: мыло положить в мыльницу, зубную щетку промыть и поставить в стаканчик, полотенце повесить на крючок.

Взрослые должны следить за чистотой детских предметов гигиены: периодически мыть с мылом расческу, зубную щетку (щетку через 1,5-2 месяца меняют на новую), менять вовремя полотенца. Содержать в идеальной чистоте умывальник, ванну, зеркало. Стричь ногти ребенку лучше всего после купания, пока они мягкие. Они обычно у него тонкие и при обрезании образуют острые уголки.

Чтобы он не поцарапался, острые края можно подпилить пилкой.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать.

У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит.

А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.  Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи.

Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать.

А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки. 

Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш.

Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание.

Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином.

С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить.

В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной.

Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

  Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок.

Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.  Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает.

Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком. 

Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание.

Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей.

Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.  Дети в 4 года хорошо могут развлекать себя сами, собирая конструктор, мозаику, паззлы. Только задания необходимо усложнять, добавляя большее количество деталей и уменьшая их размеры.

Очень хорош конструктор Лего, наборы которого рассчитаны на разные возрастные категории детей. Из него можно собирать не только простые дома или машинки, но и космические или пиратские корабли, самолеты, замки, роботов, подкупая дополнительные детальки.

 

В этом возрасте можно познакомиться с одним или двумя друзьями, вместе играть во дворе или поочередно водить детей в гости. Им будет интересно играть сообща, а у их мам появится немного свободного времени. Обычно девочки играют в куклы, больницу, семью, мальчики – в машинки или конструируют.

Детей можно занять на несколько часов, если дать им коробку и попросить построить дом. Пусть они вырезают окошки, красят стены, расставляют мебель, заселяют игрушечных жителей.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог.

А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру.

Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Полезные советы родителям

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал.

Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Дети не только хотят это узнать, но и осознать, т.е. понять, почему происходит именно так. Иногда от этих «почему» у родителей идет кругом голова, особенно, кода один вопрос задается несколько раз и нужно все заново объяснять. Здесь главное проявить терпение и мудрость.

Чтобы немного остановить напор вашего любознательного ребенка, можете у него спросить, а как он сам думает. Вы дадите ему возможность поразмышлять, послушаете его рассуждения, заодно получите несколько минут отдыха.

Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы.

Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался. 

Источник: https://sad6narovlia.schools.by/pages/razvitie-rebenka-v-4-goda-chto-dolzhen-umet

Речевое развитие детей 4-5 лет

Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь, развитие речи
7862 (104 за неделю) / 05.10.16 09:00

Когда ребёнку исполняется 4 года, родители начинают больше задумываться о том, что является нормой речевого развития для этого возраста. Разумеется, что дети все разные, к тому же мальчики говорить начинают обычно чуть позже девочек. Тем не менее, есть общие ориентиры, на которые можно опираться.

Развитие речи четырёхлетнего малыша

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».

Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. Родителям, однако, стоит прислушаться к тем звукам, которые являются сложными для чада, чтобы в последующем над ними поработал логопед.


Чтобы речь ребёнка в 4-5 лет продолжала быстрее развиваться, важно продолжать активное общение с ним. Мама, собравшись почистить картошку, пусть скажет об этом и малышу. А когда она варит суп, то вслух пусть комментирует каждое своё действие. Папа также может рассказывать о своих делах.

Чем больше ребёнок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:

  • Малыши способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
  • В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
  • Малыш в данном возрасте должен уметь связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
  • Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
  • В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.

Подобные изменения – знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» – сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная.
У 4-5 летнего дошкольника особенность мышления состоит в постоянном взаимодействии речи и действия.

Посмотрев на юного художника, можно заметить, что когда он рисует, то проговаривает то, что он пытается нарисовать, какие у рисунка будут детали. Это этап ещё не сформированной полностью внутренней речи. Его категорически нельзя заставлять мыслить про себя, ведь малышу об этом пока ещё трудно заботиться.

Становление внутренней речи заметно по тому, насколько больше у ребёнка появляется способностей рассуждать по поводу некого события, по способности сравнивать предметы (различия дети находят легче, чем сходства). При сравнении предметов малыш употребляет сравнительные степени прилагательных.

К пяти годам в речи появляются сложноподчинённые предложения, содержащие союзы типа «поэтому», «потому что». Однако отвечая на вопросы, ребёнок часто опускает основную часть предложения и сразу начинает с придаточного («Потому что спал»).

Растёт активный словарь, а вместе с ним и количество используемых наречий, местоимений, союзов, предлогов, без которых невозможно выстроить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Но освоение речи не ограничивается заучиванием новых слов и в открытии ребёнком других смыслов уже известных ему слов.

Дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки – одежда, сандалии – обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения.

Помимо этого, о предназначении отдельных предметов у ребёнка должен накопиться минимальный запас сведений.
К пяти годам ребёнок начинает нормально произносить все звуки, за исключением некоторых трудностей со смешением звуков «р» и «л», «ш» и «с» в многосложных словах, если оба парных звука стоят рядом в одном слове (шерстяной, лаборатория).

13 1 Ребёнок 4 года плохо говорит

В наше время серьёзной проблемой стали речевые нарушения у детей. Перед отправкой чада в школу изумлённые родители всё чаще замечают, что оно не научи …

Формирование навыков звукового анализа

К пяти годам ребёнок уже может производить простейшие формы звукового анализа: узнавать в слове звук, подбирать слово с заданным звуком. Эта способность говорит о том, что для ребёнка слово перестало быть простым отражением объекта, но имеет значение и само по себе.

Речевой слух детей в это время совершенствуется, они уже способны различить слова с разницей в одну фонему (мышка-мишка, балка-палка).
В речи взрослых дети улавливают интонационные нюансы, делающие её выразительной, и при пересказе сказок пытаются подражать им.

Они могут произвольно менять силу и высоту голоса с учётом фабулы рассказа, могут и говорить шёпотом.

Как помочь ребёнку?

  • Увидев на прогулке бабочку, можно вместе с ребёнком определить её действия (летает, порхает).
  • Надевая шарф или шапку перед прогулкой, следует акцентировать, что это шерстяные предметы, поэтому тёплые, имеют такой-то цвет. Чтобы речевые навыки ребёнка успешнее развивались, он должен подбирать к слову как можно больше прилагательных, обозначающих его признаки.

  • Если чаду удалось подобрать несколько определений при описании варежек или мяча, то его следует похвалить за это. Похвала взрослого станет для ребёнка ещё одним стимулом в стремлении к совершенствованию речи.

  • Ребёнка в этом возрасте нужно по-прежнему обучать новым словам, приучать точнее описывать качества предметов, определять материал, из которого они сделаны (одни предметы из дерева, другие из металла), находить в них различия и сходство.

  • Ребёнок должен знать, что такое день, вечер, утро, сегодня, вчера и завтра, не путать пространственные понятия (слева – справа, сверху – снизу, спереди – сзади).

Чтобы научить его находить сходства и различия у предметов, ребёнку можно предложить рассмотреть внимательно два яблока и потом спросить, одинаковые они или разные, чем отличаются и чем схожи? Ребёнок видит, что одно яблоко больше, оно красное, сладкое, с пятнышком на боку, а другое, зелёное, меньше и кислое на вкус.

Чтобы указать ребёнку на упущенные признаки, взрослый должен задать ему наводящие вопросы либо просто назвать их.
Говоря о размерах предметов, дети обычно используют слова «маленький» и «большой», реже «низкий», «высокий», «короткий» или «длинный».

Их нужно приучать выражать свои мысли точнее: если дом, то низкий или высокий, если карандаш, то короткий или длинный, если река, то узкая или широкая. Пусть ребёнок учится использовать сравнительные степени прилагательных, для чего его нужно спросить, какая книга толще, а какая тоньше, какая линейка уже, а какая шире. Упоминая форму, цвет, величину и прочие признаки предметов, дети иногда путаются в согласовании слов, в окончаниях прилагательных и глаголов, в падежных окончаниях существительных. Часто они путаются во временных понятиях: утро – вечер, завтра – вчера, осень – весна. С помощью приведённой ниже игры ребёнка можно научить разобраться в понятиях, пока ещё сложных для него.

4 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к к …

Когда это бывает?

Нужно назвать признаки, характерные для того или иного времени года и предложить ребёнку определить это время года.

  • Когда дети катаются на лыжах и санках?
  • Когда на деревьях появляются почки и распускаются листочки?
  • Когда можно купаться в речке, а в лесу созревают ягоды?
  • Когда листья желтеют, а птицы улетают на юг?

Для закрепления понятий о пространственных отношениях полезны вопросы:

  • Когда солнце заходит?
  • Какой рукой тебе удобно рисовать?

Уверенно ориентируясь во временных и пространственных отношениях, ребёнок будет лучше понимать слова окружающих, правильнее двигаться и действовать по командам взрослых, точнее пользоваться собственной речью.

Если он путает верх с низом, справа и слева, то он не сможет найти книгу, лежащую справа на верхней полке.

Речь ребёнка активизируется также вопросами, задаваемыми взрослым детьми: «Что ты видел?», «Где был?», на которые тем нужно давать точные, правильные и желательно развёрнутые ответы.

«Хоботок»

Нужно рассказать ребёнку, как, летая с цветка на цветок, пчёлка пьёт нектар. Чтобы к нему подобраться, она складывает губы хоботком (вытянуть вперёд сомкнутые губы), а чтобы начать пить, изобразить всасывающее движение губами. Желательно добиться, чтобы ребёнок 5-8 секунд мог удерживать губы «хоботком». Это положение хорошо тренируется питьём воды через соломинку.

«Улыбаемся, как Буратино»

Нужно встать с ребёнком перед зеркалом и вместе с ним изобразить улыбающегося Буратино с сомкнутыми зубами и держать улыбку 5-10 секунд.

«Улыбнёмся, как змейка»

Перед зеркалом изобразить улыбающуюся змейку, постоянно высовывающую и прячущую язычок.

«Цок-цок-цок»

Изображать в процессе игры скачущую лошадку, держа неподвижно нижнюю челюсть и цокая лишь языком.

«Непослушный язычок»

Изобразить «непослушный» язычок, который не желает прятаться в домик, а всё время дразнится, бегая по рту из угла в угол, поднимаясь и опускаясь, и издавая звуки «э-э-э».

«Шарик надули и спустили»

Вначале можно пользоваться воздушными шариками: надувая шар, одновременно надувать и щёки, а сдувая его, сдувать и щёки. Затем можно уже действовать без шарика, надувая, то обе щеки вместе, то по очереди.

«Беспокойный язычок»

Разыгравшийся язычок решил побегать из одного угла рта в другой.

«Лопатка»

Малыш должен представить, что вместо языка у него широкая лопата, которую нужно максимально вытянуть, разложить по нижней губе и 10-15 секунд так удерживать.

«Лошадка»

Ребёнок должен представить себя лошадкой, цокающей копытами. Язык при этом плотно прижимается к нёбу, потом он с усилием отрывается от него и издаёт звук, напоминающий цокот копыт.

Постановка звуков

Наибольшие затруднения встречаются у детей с произношением сонорных звуков (л, р), свистящих (з, с, ц) и шипящих (ж, ш, ч, щ). Правильнее всего эти звуки может поставить логопед, который покажет родителям, как выполнять упражнения, и даст рекомендации.

Самых тревожных мам он успокоит, обещая, что в школу ребёнок пойдёт с чистой речью.
Но логопед может сделать лишь небольшую часть работы, а основную придётся взять на себя именно родителям. Звук поставить легче, чем потом его удержать.

Для закрепления чистой речи требуются постоянные ежедневные занятия, а не пару раз в неделю. Внимание ребёнка нужно акцентировать на правильном произношении не только в процессе урока, но и в обыденной жизни.
Становление разговорной речи является важным этапом в формировании связной речи.

Взрослые, несмотря на занятость, должны выслушать наблюдения и соображения ребёнка, помочь ему лучше пересказать содержание прочитанной вместе сказки. 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/rechevoe-razvitie-detey-4-5-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.