Методики развития речи детей

Содержание

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушакова

Методики развития речи детей

Для комфортного пребывания, жизни и развития в обществе необходим речевой навык. Наиболее важно формирование такого фактора в период дошкольного возраста. Для этой цели существуют специальные программы, технологии и занятия.

Оптимальная методика развития речи детей дошкольного периода позволяет освоить общение, научиться существовать в социуме.

Это играет важную роль в полноценном познании окружающего мира, усвоении новой информации и применении знаний на практике.

Цель развития

Существует несколько ступеней формирования речевого фактора человека, но одним из самых важным периодов является дошкольный возраст. В этот момент дети стремятся к получению знаний о различных вещах и явлениях, к общению и активной деятельности в детском саду, в семье или обществе. Для эффективного развития важно обеспечить комфортные условия, а также технологии.

Каждая методика по развитию речи детей имеет определенную цель. Для эффективного решения какой-либо проблемы важно определить необходимый результат. Главной целью применения таких методов является развитие речевых навыков у детей. Также при этом осваивается не просто речь, а правильное общение, грамотное изложение. Подобные техники обучения направлены на решение следующих задач:

  • Совершенствование звуковой культуры речи у детей;
  • Пополнение, активация и применение словарного запаса;
  • Совершенствование грамматики речи;
  • Освоение связного и четкого произношения звуков;
  • Обучение детей родному языку;
  • Получение заинтересованности у ребенка к слаженному, художественному слову.

Основой построения любой методики является освоение простых навыков, а затем переход к более сложным знаниям. Такой подход позволяет осуществлять обучение детей наиболее оптимально, а также способствует качественному приобретению и усвоению знаний.

Речевые навыки и развитие ребенка проходит несколько этапов. В возрасте трех лет, после накопления некоторого словарного запаса, происходит активное его использование. В данный момент необходима методика развития речи. Таким образом, можно эффективно закрепить полученные ребенком знания, способствовать заинтересованности в процессе образования и качественному усвоению данных.

В детском саду используются различные методы, которые способствуют активному развитию, коррекции и совершенствованию навыка речи. В случаях, когда присутствуют какие-либо проблемы, необходим индивидуальный и правильный подход. Для этой цели следует учитывать возрастную категорию детей, особенности развития речевого фактора и применяемые технологии.

Методы и технологии

Различные технологии для развития речи детей предполагают выполнение особенного подхода.

Таким образом, осуществляется воздействие на навыки, психологическое состояние и практическое использование знаний. Существуют методы, которые применяются в детском саду, а также в домашних условиях.

Участие родителей в данном процессе способствует полноценному обучению и образованию ребенка.

Для осуществления процесса существуют различные пособия. Одним из самых популярных является книга Ушакова О. С., которая предназначена для педагогов.

Такая технология развития речи детей направлена на совершенствование звукового произношения.

Также метод для детей более старшего возраста в детском саду предусматривает полноценный подход к обучению, применение всех навыков на практике.

Каждая методика развития речи детей дошкольного периода имеет четкую цель и план осуществления. Технология Ушакова также предполагает структурированный подход, то есть обучение начинается от простых моментов к сложным. В таком процессе важно учитывать причины, которые мешают оптимальному формированию речевых навыков. Таковыми являются следующие факторы:

  • Недостаток уровня внимания родителей;
  • Односложный тип общения взрослых с ребенком;
  • Индивидуальные особенности психологического развития.

Различные технологии развития речи детей позволяют осуществить правильный и оптимальный процесс обучения. Такие действия применяются в детском дошкольном учреждении, а также в школе. Эффективная диагностика влияющих причин — это важное обстоятельство для развития речи детей.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/metodika_razvitiya_rechi_detej_doshkolnogo_vozrasta_ushakova.html

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Методики развития речи детей

Развитие речи детей дошкольного возраста — процесс длительный и непростой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов. Речь не является врожденной способностью человека, а формируется наравне с развитием других умений. Активное развитие речи происходит в возрасте 1-3 лет, поэтому крайне важно уделить особое внимание формированию общения именно в этом возрасте.

Если речь ребенка раннего возраста связана главным образом с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник начинает понимать и сам ведет разговоры о вещах более отдаленных, которые он может лишь вообразить, мысленно себе представить.

При правильном построении работы над формированием общения связная речь дошкольников в возрасте 3-7 лет намного лучше, чем у некоторых их старших товарищей. Малыши могут похвастаться довольно обширным словарным запасом, умением активно и грамотно им пользоваться.

Развитие речи у дошкольников включает в себя умение владеть речью как средством общения с окружающим миром, понимание речи взрослых, умение пользоваться ею во время совместной деятельности, формирование собственной речи, изучение родного языка.

Чем раньше будет начато развитие связной речи у дошкольников, тем свободней ребенок будет чувствовать себя в дальнейшем общении и понимании происходящего вокруг.

Речевые этапы

Развитие речи дошкольников можно разделить на 2 этапа:

  1. Возраст 1-3 года. Период активного знакомства и освоения окружающего пространства. Характеризуется основной мотивацией к общению, увеличением словарного запаса. Слова между собой грамматически не связаны, нет четкого применения множественных чисел и предлогов.
  2. Возраст 3-7 лет. Речь грамматически связная за счет собственного восприятия произношения фраз и предложений. Увеличение словарного запаса до 5 тысяч слов, применение множественных чисел. Появление дефектов произношения шипящих, свистящих звуков и букв.

Проблемы и диагностика

Актуальность проблемы речевого развития детей довольно велика, т. к. с возрастом они все больше учатся и подражают взрослым. При минимальном лексическом запасе дети испытывают довольно большие проблемы в процессе дальнейшего обучения.

Крайне важно следить за произносимыми словами и фразами, постоянно общаться с ребенком, читать литературу, включающую в себя составление рассказов по картинкам.

Развитие речи дошкольников формируется под влиянием взрослых, поэтому необходимо строить полноценную речевую атмосферу.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста имеет большое значение. Сюсюканье и изменение слов могут в дальнейшем негативно повлиять на речевое развитие детей дошкольного возраста. Наряду с новыми словами ребенок должен также овладеть и их значениями. Важно тщательно истолковывать значение нового слова, т. к.

порой, не имея конкретного представления о значении того или иного слова, в разговоре ребенок не может четко выразить свою мысль. Произносимые не по возрасту сложные речевые конструкции или односложное общение могут также привести к отрицательному результату.

В процесс формирования развития речи дошкольников можно и нужно включать игры, например, с названием предметов или составлением предложений по определенным сюжетам, ведь всем известно, что для детей игра — один из самых простых и действенных методов восприятия и изучения окружающего мира.

Применение разного вида игр будет способствовать наилучшему результату — дидактических или творческих.

Нельзя не принять во внимание влияние сверстников на развитие речи у старших дошкольников. Огородить ребенка от произносимых слов на улице, в детском саду или любом другом месте просто невозможно.

Но в этом можно найти положительный момент — это является поводом и возможностью для объяснения недопустимости произношения определенных фраз и выражений и отсутствия их в словарном запасе культурного человека.

На правильное и грамотное развитие связной речи может также повлиять и психологический фактор. Между речью и психологическим состоянием малыша стоит довольно тонкая грань.

Начиная с 3 лет бурно развивается воображение и логика, и родители обеспокоены чрезмерным проявлением фантазии, начиная обвинять ребенка во лжи или большом проявлении эмоций. Делать подобное совершенно не нужно, т. к.

это может привести к замкнутости, и ребенок совсем перестанет разговаривать. В данном случае лучше всего будет не ограждать малыша от фантазии, а направить ее в нужное русло.

Помощь логопеда

Нередко развитие речи детей дошкольного возраста требует вмешательства специалистов. Ожидание момента, когда малыш сам начнет разговаривать, может привести к ухудшению состояния.

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш начинает говорить довольно поздно или его словарный запас крайне невелик. Переживать по этому поводу не стоит, ведь это не является нарушением, и методы коррекции имеют очень щадящее воздействие.

И такие детские состояния вполне удачно поддаются корректировке, принося малышам огромное удовольствие от полученного результата.

В данном случае крайне важно взаимодействие специалиста с родителями, возможно даже составление особой индивидуальной программы, по которой малыш будет заниматься не только в логопедических и психологических группах, но и дома.

При правильно выбранной тактике и совместной тщательной работе к окончанию корректирующего курса ребенок будет обладать необходимым словарным запасом, основами звуковой культуры речи и правильным построением предложений, что положительно повлияет на дальнейшее обучение.

Существующие методики

Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста — это комплекс упражнений, направленных на формирование связной речи у дошкольников. У каждого комплекса упражнений определенная направленность и специфика, исходя из этого, пренебрегать тем или иным комплексом не советуется.

Для проведения анализа словарного запаса и правильности построения определенных фраз можно использовать упражнения, такие как:

  • перечисление слов, начинающихся на определенную букву;
  • составление фраз с включением слов и словосочетаний на выбранную тематику;
  • решение загадок на угадывание предмета по имеющемуся описанию.

При исследовании звуковой стороны речи предлагается разобрать слова по слогам, буквам и звукам. Для отработки дикции используются стишки-потешки, несложные скороговорки, фразы, содержащие определенные звуки. Данная методика развития речи детей дошкольного возраста позволяет уделить внимание использованию интонации, правильному ому звучанию, спокойному изъяснению.

Упражнения на развитие грамматической составляющей направлены на правильное построение предложений:

  • образование существительных во множественном числе и разных падежах;
  • согласование существительных с прилагательными;
  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование глаголов с применением приставок.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста состоит из упражнений на составление рассказа по готовым картинкам.

Предлагается несколько картинок на определенную тему, которые ребенок должен составить в правильной последовательности и самостоятельно сочинить по ним рассказ.

Рассказ может быть не только повествовательного характера, а, например, с описанием конкретного предмета или животного.

Монолог

Развитие монологической речи — это правильное построение речи одного человека перед определенной аудиторией. Обучение монологической речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:

  1. Составление рассказа исходя из определенного события или произошедшего факта. Рассказ может быть в объяснительной форме или сравнительной.
  2. Подробное описание предмета.
  3. Пересказ услышанного литературного произведения.
  4. Повествование о себе или своей семье, любимом занятии.

Диалог

Диалогическая речь — это разговор между двумя и более собеседниками, в процессе которого одни слушают, другие повествуют. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста может включать в себя:

  • беседы на конкретные темы;
  • коллективное обсуждение события, с выражением мнения и сложившегося впечатления;
  • создание ситуаций, требующих максимального речевого изъяснения;
  • ролевые игры;
  • совместную деятельность, требующую максимального изъяснения.

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста активно развивается в быту, так как основное общение между людьми складывается из диалога. Ввиду этого стоит максимально обращать внимание на правильное построение и ведение диалога с малышами в период активного развития.

Параллельно со всеми вышеперечисленными методиками будет развиваться логическое мышление ребенка, фантазия, представление об окружающем мире.

Заключение

Речевое развитие дошкольников является одной из важнейших составляющих в формировании будущей личности.

Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим фактом и оставлять вопрос развития связной речи без должного внимания.

Важно помнить, что лучше вовремя вложить силы, время и терпение в развитие своего малыша и предотвратить возможные речевые нарушения, нежели позднее заниматься коррекцией языковой сферы.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста

Методики развития речи детей
Образование 11 февраля 2016

Ни для кого не секрет, что речь человека – это не только способ общения друг с другом. Прежде всего, это психофизический портрет самого человека.

По тому, как выражаются те или иные люди, можно сразу сказать об уровне их образования, мировоззрения, пристрастиях и увлечениях. Основной период формирования правильной речи происходит в дошкольном возрасте.

В это время у ребенка идет активное познание мира.

Когда стоит начинать?

В рамках нового стандарта (ФГОС) очень большое внимание уделяется именно развитию речи у детей дошкольного возраста. В возрасте 3 лет при нормальном развитии ребенка в его словарном запасе должно быть около 1200 слов, а у 6-летнего — около 4000.

Все специалисты в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) усиленно работают над развитием речи своих воспитанников.

Цель у всех едина, а вот способы каждый использует свои, в зависимости от выбранной в ДОУ методики.

Та или иная методика развития речи детей дошкольного возраста предоставляет возможность педагогам-воспитателям воспользоваться успешным опытом профессионалов, работающих по данной проблеме.

Кто и чему учит детей?

Если заглянуть в диплом воспитателя, а речь идет именно о квалифицированных специалистах, то там можно увидеть такую дисциплину, как «теория и методика развития речи детей дошкольного возраста».

Изучая данный предмет, будущий специалист получает теоретические знания о развитии речи детей по возрастным категориям, а также знакомится с различными методиками проведения занятий в ДОУ соответственно возрастной группе обучаемых.

Каждому человеку известно из уроков истории, как формировалась речь человека. Ее построение шло от простого к сложному. Сначала это были звуки, затем отдельные слова, и только потом слова стали объединяться в предложения.

Каждый ребенок проходит в своей жизни все эти ступени формирования речи. Насколько правильной и литературно богатой будет его речь, зависит от родителей, воспитателей и общества, которым окружен малыш.

Педагог-воспитатель является основным показательным образцом по использованию речи в повседневной жизни.

Цели и задачи формирования речи

Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой.

Основной целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи, решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие:

  • воспитание звуковой культуры речи ребенка;
  • обогащение, закрепление и активация словаря ребенка;
  • совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
  • развитие связной речи ребенка;
  • воспитание у ребенка интереса к художественному слову;
  • обучение ребенка родному языку.

Добиться решения поставленных задач и достичь конечного результата поставленной цели при выпуске ребенка из ДОУ помогает методика развития речи детей дошкольного возраста.

Методики по развитию речи в ДОУ

Любая методика, независимо от предмета, всегда сконструирована от простого к сложному. И невозможно научиться выполнять сложные задания, если нет навыка в выполнении более простых. На сегодняшний момент существует несколько методик по развитию речи. Наиболее часто в ДОУ используют две методики.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева дает возможность теоретически узнать о развитии речи детей с самого раннего возраста (2 месяцев) и до семи лет, а также содержит практические рекомендации для педагогов-воспитателей. Данным пособием может воспользоваться не только специалист, но и любой заботливый родитель.

Книга Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» – это пособие для воспитателей. Здесь широко раскрыты аспекты развития речи детей по возрастным группам дошкольного учреждения, приведены разработки занятий.

В данных методиках по развитию речи детей все начинается со звуковых занятий, где воспитатели обучают и следят за чистотой и правильностью произношения звуков. Кроме того, только специально обученный человек может знать, в каком возрасте и какие звуки нужно ставить ребенку.

Например, звук «р» нужно пытаться начинать произносить только в возрасте 3 лет, конечно, если ребенок не нашел его раньше самостоятельно, но это совсем не значит, что до этого с этим звуком работа не ведется.

Чтобы малыш своевременно и правильно научился произносить звук «р», педагоги-воспитатели проводят подготовительную работу, а именно занимаются с детьми гимнастикой язычка в форме игры.

Игра – основной способ развития речи

В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы.

А чтобы побудить ребенка к эмоциям, ведь именно они служат толчком к речи, на помощь приходит игра. Знакомые малышу предметы становятся вновь интересны. Например, игра «прокати колесо». Здесь сначала воспитатель катит колесико с горки, проговаривая: «Колесико круглое с горки скатилось и по дорожке потом покатилось». У детей обычно это вызывает восторг.

Затем педагог предлагает прокатить колесо кому-нибудь из ребят и снова проговаривает те же слова.

Дети, сами того не подозревая, начинают повторять. Таких игр в методиках для ДОУ достаточно много, все они разнообразны.

В более старшем возрасте занятия уже проводятся в форме ролевых игр, здесь уже общение идет не воспитатель–ребенок, а ребенок–ребенок. Например, это такие игры, как «дочки-матери», «игра в профессии» и другие.

Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности протекает наиболее эффективно.

Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста

Одной из наиболее часто встречающихся причин плохого развития речи у ребенка является недостаток внимания со стороны взрослых, особенно если ребенок сам по себе от природы спокоен. Чаще всего такие дети с самого раннего возраста сидят в кроватке или манеже, закиданные игрушками, и лишь изредка родители, занятые своими делами, заходят в комнату посмотреть, все ли в порядке.

Другая причина тоже происходит по вине взрослых. Это односложное общение с ребенком. В виде таких высказываний, как «отойди», «не мешай», «не трогай», «отдай».

Если ребенок не будет слышать сложных предложений, то и требовать от него нечего, ему просто не с кого брать пример для подражания.

Ведь совсем нетрудно сказать ребенку «дай мне эту игрушку» или «не трогай, здесь горячо», а уже сколько слов прибавится в его словаре.

Тонкая грань между развитием речи и психологическим развитием малыша

Если две вышеперечисленные причины плохого развития речи у ребенка полностью исключены, а речь развивается слабо, то надо искать причины в его психическом здоровье. С самого раннего возраста и до школы большинство детей не умеют мыслить абстрактно.

Поэтому обучать малыша речи нужно, используя какие-то конкретные примеры или ассоциации. Методика развития речи детей дошкольного возраста построена на основе изученного психологического развития детей. Существует очень тонкая грань между развитием речи и психическим развитием.

В возрасте 3 лет у ребенка начинает развиваться логика и воображение. И часто родители бывают обеспокоены появлением фантазий, начинают обвинять ребенка во лжи. Ни в коем случае делать этого не нужно, потому что ребенок может замкнуться в себе и перестать разговаривать.

Не нужно бояться фантазий, их просто надо направлять в правильное русло.

Как помочь ребенку, если речь развивается плохо?

Конечно, каждый ребенок индивидуален. И если ребенок к четырем годам выражается только отдельными словами, не связанными даже в простые предложения, то нужно звать на помощь дополнительных специалистов.

Методика развития речи в дошкольном возрасте предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог. Деток таких чаще всего определяют в логопедическую группу, где с ними занимаются более интенсивно.

Не нужно бояться логопедических групп, ведь сколько будет радости у ребенка, когда он сможет говорить связанно и логически правильно.

Необразованность родителей – источник плохого развития детей

Методика развития речи детей дошкольного возраста – это настольная книга не только воспитателей, но и родителей. Потому что необразованность родителей ведет к плохому развитию детей. Кто-то требует от ребенка слишком многого, а кто-то, наоборот, пускает все на самотек.

В данном случае необходим тесный контакт родителей с воспитателем, возможно даже проведение тематических родительских собраний. Ведь лучше ошибки предотвратить, чем потом их долгое время исправлять.

А если действовать правильно, совместно и согласованно, то ребенок к окончанию ДОУ обязательно будет обладать прекрасной литературной речью с необходимым словарным запасом, который в дальнейшем, на следующих ступенях обучения, будет становиться только глубже и шире.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/183805/

Почему и когда нужно развивать детскую речь?

Развитием детских речевых навыков следует заниматься с самых ранних лет. Чем раньше будет начата работа над формированием и развитием речи, тем свободнее ребёнок будет применять их в дальнейшем.

Человек, который обладает развитой и грамотной речью, всегда чувствует себя комфортно и легко вступает в контакты с другими людьми, внятно выражает свои мысли, желания и ощущения, а также может посоветоваться с окружающими о чём-то или спросить у них о том, что его действительно волнует и интересует.

Внимание! Если у ребёнка наблюдается задержка в речевом развитии по мере его взросления, то это создаёт определённые проблемы с включением в игровой процесс со сверстниками и, соответственно, затрудняет дальнейшую его социализацию в обществе.

Для развития речевых навыков наиболее чаще педагогами и логопедами сегодня применяется:

  • методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной;
  • методическая программа Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева, ориентированная на развитие речевых навыков у детей с самого раннего возраста (с двух месяцев) и до семи лет;
  • или методика развития речи В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой.

Предметом изучения любой методики развития речи является процесс приобретения ребёнком навыков грамотной речи и общения в условиях целенаправленного обучающего воздействия.

Вышеуказанные программы построены на принципу «от простого к сложному». Обучение речевым навыкам в них начинается со звуковых занятий.

Также методики включают в себя гимнастические упражнения с язычком, представленные в игровой форме.

Методы развития речи

Методами развития называется любая деятельность воспитателя, педагога или родителей по отношению к ребёнку, направленная на формирование речевых навыков и умений у последнего, и способствующая их качественному закреплению.

Все методы развития речи детей условно можно поделить между собой на три группы, тесно взаимосвязанные друг с другом:

  1. Наглядные, направленные на накопление словарного запаса, а также закрепление определённых знаний и обучение связной речи. К ним относятся: рассматривание обучающих карточек и иллюстраций к художественным произведениям, просмотр кинофильмов и диафильмов, рассматривание игрушек и их подробное описание, и др. Наглядные методы развития речи особенно применимы в образовательных программах дошкольных учреждений.
  2. Словесные, помогающие запомнить те или иные слова, а также эффективно развить память. Это – чтение всевозможной детской литературы, пересказ художественных произведений, заучивание коротких и длинных стихов наизусть и т. д.
  3. Практические, закрепляющие навыки разговорной речи на практике и оказывающие большое влияние на воспитание культуры поведения в обществе. Здесь разговор идёт о дидактических играх с наглядными материалами и играх-инсценировках, которые помогают усваивать и совершенствовать ребёнку приобретённые речевые навыки.

Если рассматривать методы развития связной речи, с точки зрения общей речевой деятельности детей, то их можно разделить на репродуктивные и продуктивные методы.

Первые основаны на повторении речевого материала.

Вторые же предполагают конструирование ребёнком собственных связных высказываний, когда он не просто произносит известные ему слова и звуки, а комбинирует их каждый раз по-новому друг с другом.

Приемы развития речи

Приёмы развития – это как раз то, что помогает реализовывать тот или иной метод в полной мере. По роли наглядности и эмоциональности их можно также разделить условно на три группы – словесные, наглядные и игровые.

К первой группе относятся такие действия педагога или родителя, как: преднамеренное частое повторение одного и того же слова или выражения с целью его запоминания ребёнком, объяснения и указания, задавание различных вопросов общего и вспомогательного характера, требующих развёрнутого ответа, логопедические и словесные упражнения, а также демонстрирование ребёнку правильных речевых навыков.

Ко второй группе причисляются: показ разных тематических картинок, игрушек, каких-то движений или действий, а также демонстрация правильного положения органов артикуляции ребёнку при обучении грамотному звукопроизношению.

Третья группа сочетает в себе, как словесные приёмы, так и наглядные. Главное предназначение игровых приёмов – это побуждение ребёнка к игровой деятельности, создание положительного эмоционального фона всего процесса обучения и повышение его речевой активности вследствие этого.

В реалиях дошкольной программы перечисленные приёмы применяются педагогом и родителями совместно. Например, в занятиях ими могут быть использованы как логопедические упражнения из методических разработок, так и вопросы разного плана, демонстрация наглядного материала или всевозможные игры, например, конструирование лего. Всё это вкупе очень хорошо развивает речь детей.

Выбор конкретной группы приёмов зависит от поставленной задачи, общего содержания развивающего занятия, уровня подготовленности ребёнка, а также от индивидуальных и возрастных особенностей его характера.

Рекомендации родителям

Родители являются для ребёнка теми людьми, которые оказывают наибольшее влияние на развитие и становление малыша как личности, в том числе и на формирование речевых навыков у него.

Поэтому родителям обязательно нужно находить по 10-15 свободных минут времени в день, для того, чтобы всецело посвятить их специальным развивающим занятиям, разработанных с учётом методических рекомендаций по развитию речи.

Подобные занятия обязательно должны включать в себя: демонстрацию наглядного материала, игры на развитие мелкой моторики, чтение детской литературы, прослушивание аудиозаписей с чтением сказок и стихов и т. д.

Внимание! Учебный материал для развивающих занятий с ребёнком должен быть подобран таким образом, чтобы он максимально соответствовал его возрасту и уровню развития.

Важно также придерживаться следующих правил:

  • Всегда следить за своей речью. С ребёнком следует вести диалог неторопливо, а произносимые слова и звуки выговаривать чётко. Нельзя при этом забывать про соответствующую интонацию. Не нужно пытаться говорить так, как это делает ребёнок, пародируя его и искажая свой естественный говор. Ни к чему хорошему это не приведёт, только затормозит общее развитие.
  • Если малыш коверкает какие-то слова или вовсе говорит их неправильно, то обязательно нужно поправлять его каждый раз, указывая на все ошибки и неточности. Не стоит при этом в шутку высмеивать имеющиеся недочёты у ребёнка, лучше тактично поправить каждый из них, продемонстрировав, как нужно говорить правильно.
  • Нужно создать для ребёнка максимально гармоничную обстановку, благоприятствующую развитию речевых навыков. Многочисленные исследования показывают, что, например, двигательная деятельность отлично способствует развитию нужных навыков. Стремление к исследованию, подвижные игры, мелкая моторика – всё это является основой для формирования и развития речи у ребёнка.

Ну и наконец, стоит понимать, что для правильного развития речевых навыков и формирования интереса у ребёнка к чтению, нужно использовать каждую возможность общения с ним. И тогда желаемый результат не заставит себя ждать.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/metody-razvitiya-rechi-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.