Как приучить ребенка помогать по дому

8 золотых советов как приучить ребенка помогать по дому —

Как приучить ребенка помогать по дому
Развитие и воспитание детей

1215 просмотров

Одни родители утверждают, что не стоит с раннего детства нагружать ребенка домашними обязанностями, дабы не лишать любимого малыша счастливого и беззаботного детства. Другие же уверены, что это просто необходимо — ребенок не только научится помогать взрослым по хозяйству, но и будет больше времени проводить в кругу семьи.

Нужно ли приучать ребенка к домашним делам? И как грамотно организовать рабочий процесс, без лишнего давления на маленького помощника?

От 2 до 4 лет

Лучше всего приучать ребенка к домашним заботам с самого детства — именно в этот период у малыша возникает ярое желание помочь маме подмести на кухне, а папе — забить молотком гвоздь в стену.

Самой большой ошибкой родителей считается то, что зачастую они запрещают малышу принимать участие в семейных хлопотах, ссылаясь на то, что потом все равно придется за ним переделывать, да и самим справиться намного быстрее.

Этими действиями взрослые сами себе противоречат, ведь когда ребенок взрослеет, они хотят от него какой либо помощи, на что тот, не умеючи работать в команде, отвечает отказом. В лучшем случае в ход начинают идти родительские просьбы, напоминания и даже указания, а в худшем — взрослым от безысходности приходится платить за домашние услуги своему же ребенку.

Дайте проявить малышу свою самостоятельность с малого — попросите его принести ваши очки, подать пульт от телевизора, книгу или блокнот. Покажите ребенку его полку с вещами и дайте возможность одевать, снимать и складывать вещи самостоятельно — хоть это будет и не идеально, но стремление всегда должно быть вознаграждено похвалой.

От 4 до 6 лет

В таком возрасте ребенку можно поручить многое, начиная от уборки в квартире, а именно борьбы с пылью, сервировки обеденного стола, а так же сортировки продуктов в холодильнике и заканчивая заботой о домашнем животном. Со стороны родителей такой энтузиазм малыша должен быть оценен по достоинству, ведь ему очень важна поддержка и благодарность взрослого.

От 6 лет и старше

В данном возрасте ребенок является полноправным и самостоятельным членом семьи, который может с успехом участвовать в домашних заботах и делах. Поддержание ежедневного порядка в собственной комнате, самостоятельные сборы на улицу, уход за домашними растениями и животными — все эти обязанности можно с легкостью доверить помощнику.

Ребенок, который с самого раннего детства помогает родителям по дому и имеет свои определенные обязанности, которые в свою очередь выполняет, обязательно вырастет самостоятельным, трудоспособным, независимым и уверенным в своих силах человеком.

Плюсы трудового воспитания ребенка:

  • развитие самоуважения;
  • организованность;
  • дисциплинированность;
  • уверенность в себе;
  • достижение желаемого результата;
  • высокая самооценка;
  • преодоление всех трудностей.

Советы родителям

Будьте терпеливы, не ждите мгновенного идеального результата, ведь ребенок не в силах выполнять домашние обязанности наравне с взрослым человеком. Отвечайте ребенку за помощь благодарностью, а не упреком, иначе в следующий раз он просто откажется от выполнения домашних дел.

Превращайте уборку в веселое развлечение — с малышами очень легко найти общий язык, приложив к уборке игрушек немного смекалки, фантазии и терпения. С таким подходом любая уборка будет нипочем!

Учитывайте пожелания ребенка — дайте ему такое задание, которое придется по душе.

Не платите ребенку за помощь по дому — выбрав такой вид поощрения за проделанную работу, родители сами себе делают проблему, за которую приходится тяжело расплачиваться в дальнейшем. Ведь ребенок начнет воспринимать свои обязанности в качестве предмета торга, плата за который будет каждый раз расти.

Домашняя работа не должна выступать в качестве наказания, иначе малыш, убирая в своей комнате игрушки или застилая кровать, будет думать, что он сделал что-то не так.

Старайтесь делать домашние дела вместе и дружно, показывая малышу положительный пример.

Будьте терпеливы — «не требуйте» исполнения заданной задачи, а «попросите» ребенка о помощи или предложите ее выполнить вместе.

Для того, что бы ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным, родителям нужно показывать это на своем личном примере. Запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой наравне — тогда ваши усилия в дальнейшем будут обязательно оценены по заслугам и в вашу же пользу.

Источник

Источник: http://journal.avers3.com/8-zolotyh-sovetov-kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu/

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

Как приучить ребенка помогать по дому

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.

  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие.

    Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.

  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка.

    Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.

  5. Обязательно хвалите за помощь.

    Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.

  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.

  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд.

    Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.

  5. Не делите виды деятельности по половому признаку.

    Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано.

Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Оценка статьи:

(3 2,67 из 5)
Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-priuchit-rebyonka-pomogat-po-domu

» Как приучить ребенка помогать по дому

Как приучить ребенка помогать по дому

Домашняя работа имеет свойство накапливаться и не заканчиваться никогда. Помощь детей бывает весьма кстати. Они помогая по дому могут значительно облегчить работу взрослым.

Многие родители привлекая детей к помощи, преследуют разные цели.

Кто-то хочет приучить их к самостоятельности, кто-то учит ответственности и конечно, каждый родитель хочет равно поделить обязанности между домашними.

Обучать выполнять детей домашнюю работу надо с раннего детства. В возрасте двух-трех лет дети вполне уже способны помогать, выполняя не сложные действия. Для начала следует обучить навыкам самообслуживания, самим одеваться, шнуровать ботиночки, одевать варежки и шапочку или собирать свои игрушки. В три года дети стремятся подражать взрослым, везде суют свой нос и хотят помогать.

Можно дать малышу тряпочку, пусть протирает пыль вместе с мамой или лепит печеньки, булочки на кухне. Попросите принести что-то и обязательно поблагодарите. Если малыш хочет делать что-то, а вы считаете, что он не справиться, лучше позволить ему это сделать, помогая и направляя. Если вы ему запретите выполнить работу, то возможно он никогда не захочет вам помогать.

Более старшие дети могут справится с обязанностями по сложнее. В четыре года малыш может убирать за собой кровать или раскладывать вещи по местам. Привлекая ребенка для помощи вы должны показать ему, как важна его помощь и как значительны его успехи.

Если у малыша не все сразу получается на стоит его ругать. Лучше покажите как лучше и удобнее что-то сделать. Покажите ему результат его труда, озвучив его словами, к примеру: “посмотри, как красиво ты рассадил кукол”.

Малыш будет очень доволен и будет помогать с большим удовольствием.

Усложняем обязанности по дому

С каждым разом детей нужно обучать все новым и более сложным навыкам. Меняя направление деятельности ребенка. Сегодня он, к примеру, помогает на кухне, а завтра поможет убрать мусор во дворе.

Так же нужно обратить внимание на то, что малыш делает с удовольствием, а что не приносит ему удовлетворения и использовать это для обучения ребенка к труду.

Когда дети осознают свою значимость и понимают, что приносят пользу своей семье, они с большим удовольствием и рвением будут помогать вам, стараясь выполнять все очень качественно.

Очень важным моментом в обучении ребенка к труду, является собственный пример. Желательно, чтобы все члены семьи имели свои обязанности по дому. Для этого лучше составить список дел, которые нужно выполнить в течении недели, например.

А затем собравшись всей семьей распределить работу между домашними. Каждый будет делать, то что ему по силам и в определенное время. Видя это ваш малыш будет понимать, что у всех есть обязанности и ему тоже стоит сделать свою долю работы.

Такой подход научит его самостоятельности и ответственности, что поможет ребенку в его будущей самостоятельной жизни.

Ведем борьбу с ленью

В процессе воспитания могут возникнуть трудности, такие как отлынивание ребенком от своих обязанностей или не желание выполнить работу до конца. Здесь не должно допускаться никаких поблажек. Если дети не хотят что-то делать, можно предложить сделать это позже.

Есть такой очень эффективный способ заставить выполнить какое-то дело, называется “выбор без выбора”. Вы предлагаете ребенку, к примеру, помыть посуду и говорите: “ты будешь мыть посуду сейчас или через полчаса” или “ ты будешь мыть посуду красной губкой или зеленой”.

Вы даете малышу выбор, но при этом у него нет выбора, он должен помыть посуду. Вы говорите, так что он должен что-то сделать, давая иллюзию выбора. Такой прием действует даже на взрослых, не говоря уже о детях.

Так вы приучите малыша к мысли, что обязанности придется выполнить, даже если очень не хочется.

Каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен свой подход. Кого-то можно просто попросить и он с удовольствием поможет. А кто-то будет упрямится и не хотеть помогать из вредности. Здесь главное не переборщить и не обострять конфликт.

Так же не стоит сулить награду за выполненную работу. Ребенок должен понимать, что домашние обязанности нужно выполнять просто так, а не за шоколад или еще хуже за деньги.

Объясните ребенку, что содержание дома в чистоте и порядке — это долг каждого члена семьи не зависимо от возраста и пола.

Возрастные особенности детей при работе по дому

Малышей нетрудно приучить помогать маме или папе. Надо периодически напоминать о том, что нужно сделать. Когда они привыкнут, они уже сами без напоминаний будут делать свои дела. Начав ходить в школу ребенок должен уметь сам себя обслуживать и делать не сложные повседневные домашние дела. Подмести пол, помыть раковину, помыть посуду и т.д.

Желательно, чтобы школьник мог погреть еду в микроволновке и согреть чайник. Когда ребенок возвращается со школы, обычно взрослые на работе и он вынужден сам уметь себя накормить, при этом знать все правила пожарной безопасности. Многие взрослые считают, что дети не способны выполнять сложные дела — это большие заблуждения.

При должной тренировке ребенок может справится с довольно трудными  обязанностями.

Домашние обязанности для подростков

Подростки часто избегают выполнения работы по дому, им придется часто напоминать и организовывать их время. Можно за не выполнение договоренностей лишить прогулки с друзьями, тогда подросток будет более внимателен и сговорчив.

Перегибать палку тоже не стоит, во время переходного периода дети весьма чувствительны и обидчивы. Нужно найти определенный подход в общении с подростком на тему помощи по дому. Важно подчеркнуть уважительное отношение к вашему ребенку и понимание его причин.

Самое главное любите своих детей и говорите им об этом, тогда они ответят вам взаимностью.

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu.html

Как приучить ребенка помогать по дому

Как приучить ребенка помогать по дому

Я написала эту заметку по просьбе друзей, которые интересовались, как у меня получается позитивно и без напряжения привлекать детей к домашнему хозяйству.

Конечно, теоретизировать на тему можно много, долго и со вкусом — но я не психолог, не педагог и даже не мать десяти детей, так что ценности это особой иметь не будет.

Поэтому хочу просто поделиться теми принципами и приемами, которые мне удалось реализовать в своей семье и с детьми своих друзей. Надеюсь, читатели смогут почерпнуть что-то полезное и для себя.

Две важных оговорки

Я не люблю домашнее хозяйство как таковое (кроме приготовления еды, в нём я нахожу свою прелесть). Оно по умолчанию кажется мне бессмысленной тратой времени и сил, и я с радостью его делегировала бы при первой возможности. Если бы у меня было очень много денег и неограниченная возможность общаться с людьми, я бы вообще жила с прислугой.

Для меня успех приучения детей к домашнему хозяйству — это умение сделать так, чтобы домашние обязанности превращались в совместное времяпрепровождение, которое можно засчитать за «время с ребенком» и по итогам которого ребенок чему-то учится.

Моя схема

Практически всегда домашние дела я делала вместе с ребенком, где-то с года малыш может начинать участвовать. Каждый вид деятельности я отнесла к одной из трех групп:

  1. ребенок не может делать это;
  2. ребенок может делать какие-то элементы мне в помощь;
  3. ребенок может делать это сам — под моим надзором или без.

Каждый раз, когда вставала очередная задача, я определяла, по какому варианту я иду:

А) буду добиваться, чтобы он это делал или присутствовал рядом, и рассчитываю на это;

Б) не буду добиваться — перехочет или мне надоест, и ребенок пойдет заниматься своими делами.

Каждый раз перед началом домашнего дела я проговаривала вслух для себя и ребенка, что нужно сделать, и определяла, к какой группе (1, 2 или 3) мероприятие отнести и по какому варианту (А или Б) мы пойдем.

Мои примеры для разных возрастов — исходя из опыта с дочкой 13 лет, годовалыми двойняшками, а также детьми моих друзей и знакомых, с которыми мне довелось вести совместное хозяйство.

Ребенку 1-1,5 года:

  • Сейчас я буду готовить еду, а ты сиди в креслице и смотри, встанешь и пойдешь играть, когда я закончу (вариант 1А).
  • Это мусор, выброси его в ведро (вариант 3А).
  • Будем разбирать посудомойку, хочешь — возьми половник и положи его на стол (вариант 2Б).

Ребенку 2-3 года:

  • Сейчас я буду мыть пол, вот тебе тряпочка, если хочешь — протирай за мной, чтобы было посуше, надоест — иди играй (вариант 2Б).

  • Будем мыть посуду, твоя задача — споласкивать чашки, я тебе буду приносить их в ванную в красной миске, а ты — споласкивать и класть в зеленую (вариант 2А).

  • Ты пролил свою воду, это нехорошо. Надо вытереть, иди возьми швабру и вытри (вариант 3А).

Ребенку 5-6 лет:

  • У нас сегодня уборка, твои задачи — убрать свои игрушки по всему дому, снять постельное белье и отнести его и свои вещи в стирку, пропылесосить пол в одной из комнат (вариант 3А).
  • Я собираюсь стирать, ты вместе со мной рассортируешь вещи и потом поможешь мне развесить (вариант 2А).
  • Я буду делать ужин, хочешь помочь мне на подхвате (вариант 2Б)?

Ребенку 8-9 лет:

  • Вечером помой, пожалуйста, посуду, кроме кастрюль и сковородок, их я сама (вариант 2А).
  • Буду делать сложное блюдо, хочешь — побудь со мной в это время, расскажу, что как (вариант 1Б).
  • Сделай салат на ужин, пожалуйста (вариант 3А), либо что-то у меня нет сил делать салат, если ты хочешь — сделай, пожалуйста, буду благодарна (вариант 3Б).

Ребенку 11-12 лет:

  • Вечером гости будут, испеки пирог, пожалуйста (вариант 3А).

  • Будем в субботу лепить пельмени (вариант 2А), или я собираюсь в субботу после обеда лепить пельмени, хочешь — присоединяйся (вариант 2Б).

  • Надо убрать кухню-гостиную, с меня еда и общий бардак, с тебя — посудомойка (вариант 3А).
  • Было бы так классно, если бы ты что-то испекла (вариант 3Б).

В итоге у меня получилось, что почти все виды деятельности я могу отнести к какой-то из шести групп. С возрастом «доступные» категории менялись.

Моя категория «2» — наверное, то, что в возрастной психологии называется «зона ближайшего развития».

Постепенно увеличивается количество элементов крупного дела, которое ребенок может делать сам, и в итоге все дело постепенно переходит из категории 2 в категорию 3.

Важные детали

• Интерес. Надо следить, чтобы ребенку все время было интересно.

• Не внушить отвращение. Привлекая к домашней работе, важно не отбить желание этим самым хозяйством заниматься.

Выбирать задание по возрасту и способностям. Нужно осознавать, в какой категории дело сейчас для ребенка — с точки зрения его способностей. Например, шарлотка кочевала у нас из категории 1 (в дочкин год), в категорию 2 (2-3 года — помыть яблоки, 8 лет — заместить тесто под присмотром) и обосновалась в итоге к 10-11 годам в категории 3.

• Прислушиваться к текущему состоянию и желаниям ребенка. В какой категории ребенок сейчас хочет или будет более эффективно работать? Есть дети, которые обожают делать всё вместе, или у них часто бывает такое настроение.

Тогда лучше привлечь к уборке на подхвате, всё время взаимодействовать и дать им общий результат: «Мы вместе сделали дом чистым и уютным».

Бывает, что ребенок очень рвется сделать что-то сам, тогда ему правильнее будет дать конкретное задание и его личный результат: «Была целая раковина посуды, я всё сама помыла», «Я сама пропылесосила все комнаты в доме, мама даже пылесос не трогала».

А возможно ребенок пришел после садика-школы-кружка, сделал домашнее задание, у него вообще сил нет, и правильнее его направить в категорию 1: «Посиди со мной, пока я ужин готовлю, у нас новое блюдо, я тебе расскажу, как тут что».

• «Договариваться на берегу». Важно правильно работать с буквами А и Б — это устанавливает ребенку границы, избавляет от фрустраций и его, и меня. Если я сказала: «Если хочешь, побудь тут на подхвате, надоест — уйдешь» или «Если есть настроение — испеки что-нибудь», я не имею права обижаться, когда ребенок уходит или отказывается.

Обида в такой ситуации будет как бы нарушением моей же с ребенком договоренности, пусть и несколько односторонней. А если я говорю: «Будем мыть посуду, твоя задача вот такая», то ребенок заранее понимает, что от него будут добиваться результата, а я чувствую, что имею право этого добиваться. В таком случае я даже 2-летнему ребенку не позволяю уйти, не закончив дело.

Могу сориентироваться по ситуации и помочь, могу быстро поменять задание: «Надоело бутылочки мыть ершиком — ок, давай будешь споласкивать под струей воды», но добьюсь завершения, т. к. это вопрос ответственности. Кстати, видимо, поэтому у нас практически нет проблем вида «ребенок начал дело, а потом передумал и оставил бардак».

Принцип «работа закончена тогда, когда убрано рабочее место» я внедрила очень рано.

Интересные идеи

Есть всякие придумки, чтобы делать дела было интересно.

1. Развлекать и информировать. Во время всей работы по категориям 1 и 2, если мы можем слышать друг друга, я рта не закрываю, т. е. всё время что-то рассказываю про то, что мы делаем. Понятно, что в год это «Вот помидор, он красный, сейчас мы его разрежем ножом.

Нож острый, смотри, его деткам трогать опасно», а в 12 — про особенности дрожжевого теста, жарки мяса или экскурс в историю продуктов и историю вообще (те же спагетти карбонара дают массу возможностей рассказать об Италии).

Иногда просто разговор течет, вне контекста работы, но это редко.

2. Создавать веселый фон. Обычно это музыка, и ребенок ее сам выбирает. Хорошо подходит для каких-то раздельных занятий, ну или за которыми не поговоришь — уборка, например, гораздо лучше идет под ритмичную музыку.

3. Закладывать элемент случайности. Это я геймифицировала флайледи. Для каждой комнаты на неделю писала список мелких дел на 15 минут каждое на маленьких бумажках, а вечером мы доставали по 1-2 бумажки и их выполняли. Такая «хозлотерея».

4. Устраивать вечер хозяйства. Один будний вечер мы неизменно посвящали хозяйству. В него обычно либо осваивали новый рецепт, либо делали какое-то глобальное не каждодневное мероприятие, иногда несколько — убирали зимнюю одежду, наводили порядок в шкафу, убирали прихожую, сажали цветы. Обязательно этот вечер планировали, плюс решали, чем себя наградим — обычно сериальчик с пирожными.

Моя стратегия

• Что и когда «закрепить» за ребенком? Когда находишься в потоке, гораздо проще всё бьется на части и придумывается, что конкретно можно поручить малышу. Например, разбираешь вещи для стирки, и само собой получается маленькое дело — «выбрать всё белое и сложить в пакет».

Или загружаешь посудомойку, и логично вырисовывается — «счистить остатки пищи с посуды» или «собрать по квартире все кружки». Накрывать на стол дети в принципе лет с 5 могут полностью, им можно списочки писать, чтобы не забывали, что именно брать — заодно и учить читать.

То есть принцип понятен: заявляется «сейчас мы все будем готовить ужин/убирать квартиру», а дальше дается много поручений в потоке. Исключение, когда ребенок явно склоняется к категории 3 — тогда надо оформлять конкретные дела.

• Я не рассчитываю на ребенка как на помощника в хозяйстве. Я понимаю, что по умолчанию это моя и только моя ответственность.

Но есть важные цели — проводить время с ребенком, учить ребенка быту и не испытывать негативных эмоций на тему того, что я вынуждена этого ребенка обслуживать.

И вот этих целей достичь реально, причем гораздо реальнее, чем получить настоящую помощь от трехлетки. Они достигаются даже в случае, если ребенок тормозит процесс.

• Для ребенка в деле домашнего хозяйства я выгляжу авторитарно. Т. е. категория Б («не буду добиваться…») в моем доме — редкий гость.

Я могу много играться вариантами 1, 2 и 3, придумывать всякие фишки, чтобы делать сам процесс интересным, но мне трудно смириться с тем, что ребенок может взять и уйти, перестав участвовать в процесс, или изначально мне отказать.

У меня получается принцип — я одна домашним хозяйством вообще почти не занимаюсь, всегда привлекаю ребенка. Это, кстати, помогает и лучше планировать совместную деятельность.

• Я никогда не забываю про антицель. Не собираюсь вызвать в ребенке отвращения к домашнему хозяйству. Ведь и нам с ребенком жить еще долго, и ему потом строить свою жизнь, поэтому хотелось бы, чтобы всё это проходило на позитиве даже в таких каждодневных мелочах, как уборка и готовка.

• Я настаиваю на уборке за собой. Тут меня вообще начинает трясти, т. к. ненавижу убирать за кем-то.

Я даже с трехмесячными двойняшками сейчас практически не делаю касающуюся их уборку, когда они спят, только когда бодрствуют — показываю им пеленочки, объясняю, что кладу в грязное, бутылочки мыть с собой таскаю в ванную и т. п.

Их это развлекает, а мне дает опять же ощущение совместного времени, диалога, и избавляет от эмоций «они спят, а я тут вся из себя никакая их бутылки намываю».

Категория: От 1 до 6 Школьники Семья

0

0

505

Источник: https://littleone.com/publication/4316-kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.