Эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание дошкольников

Эстетическое воспитание детей

С раннего возраста детей тянет к ярким предметам, блестящим игрушкам. Так постепенно в жизни ребенка появляется слово «красиво». Слушая песню, сказку, рассматривая картинки, малыш испытывает радостные переживания. Эстетическое воспитание помогает осуществить переход от неосознанного отклика на все яркое, к сознательному восприятию прекрасного.

Что такое эстетическое воспитание?

Эстетическим воспитанием называют систему целенаправленных, систематических воздействий на личность ребенка, помогающих развитию способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее самостоятельно. Этот процесс начинается уже с первых лет жизни малыша.

Это очень широкое понятие, в которое входит воспитание эстетического отношения ко всем аспектам жизни человека (природа, труд, общественная жизнь, быт, искусство). Однако познание предметов искусства очень многогранно и своеобразно.

Поэтому его выделяют как отдельную систему и называют художественным воспитанием.

Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным. Познавая красоту жизни и искусства, малыш не только развивает ум и чувственность, но также воображение и фантазию.

Основные задачи эстетического воспитания:

  • систематическое развитие восприятия прекрасного;
  • развитие чувств и представлений ребенка;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование основ вкуса.

Эстетическое воспитание в семье

В дошкольном возрасте эстетическое воспитание малыш получает в семье. Родители – первые идеалы ребенка. Общение с родителями, их внешний вид, манера разговора формируют первые критерии отличия прекрасного от безобразного.

Основными составляющими эстетического воспитания дошкольника в семье являются:

  • личный пример взрослых;
  • песни и колыбельные (воспитание музыкального вкуса);
  • рисование;
  • чтение книг, рассказывание сказок;
  • разговоры;
  • эстетика быта.

Личный пример взрослых служит основным фактором эстетического воспитания ребенка. Поэтому родителям необходимо следить за опрятностью одежды, создать в семье атмосферу взаимного уважения, искренних эмоций, стараться выражать свои чувства словами, соблюдать правила поведения – это все является основой формирования правильного эстетического сознания ребенка.

Воспитание музыкального вкуса начинается с колыбельной, которую поют родители. Далее эту функцию выполняют детские песни, потешки, которые малыш поет с мамой или слышит от родителей, в детских фильмах и мультфильмах.

Рисование учит ребенка ценить произведения искусства, развивает тягу к созиданию. Для уроков рисования используйте различные техники: карандаши, краски (гуашь или акварель), фломастеры. Это поможет заинтересовать ребенка, познакомить его с различными цветами и оттенками, их сочетаниями, научит малыша видеть форму и содержание.

Чтение книг, рассказывание сказок обогащает словарный запас малыша, учит его любить и понимать красоту речи, помогает ребенку более точно использовать слова для выражения своих эмоций.

Разговоры с взрослыми помогают направить ребенка в нужном направлении в познании прекрасного. Родители подскажут, на что обратить внимание, разъяснят, как отличить гармонию от хаоса, возвышенное от низменного. В дошкольном возрасте у детей, как правило, возникает множество вопросов. Ответы, которые малыш получает от родителей, формируют его мировоззрение.

Эстетика быта включает в себя общую обстановку, в которой живет ребенок.

Оформление жилого пространства, дизайн детской комнаты, произведения искусства, красивые предметы, живые цветы, порядок, чистота, музыка, кинофильмы, культура общения взрослых – все это с раннего детства ежедневно окружает малыша, формируя у него внутреннее чувство прекрасного. Все, что видит ребенок дома, он воспринимает как правильное, и впоследствии неосознанно стремится к воссозданию домашней обстановки.

Эстетическое воспитание в детском саду

Важное место в осуществлении эстетического воспитания занимают занятия в детском саду. Здесь малыша обучат воспринимать эстетику внешнего вида в сочетании с культурой поведения. роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Его личный пример, единство внутренней и внешней культуры, имеет наибольшее влияние на формирование культурных ценностей детей в группе.

В детском саду ребенка обучают:

  • поддержанию чистоты и порядка;
  • восприятию красоты произведений искусства, природы;
  • бережному отношению к красоте;
  • уважению труда других людей;
  • раскрытию собственных творческих замыслов.

Воспитатель откроет для детей прекрасный мир родной природы, поможет им увидеть красоту каждой капли росы на бутоне, переплетения трав, ярких красок заката. Научит подмечать красивое в повседневной жизни. В группе подобные занятия проходят более эффективно, поскольку дополняются общением со сверстниками.

Совместный труд людей, с которыми ребенок сталкивается в группе, также является важным средством эстетического воспитания. Рассказ воспитателя о слаженном труде строителей при возведении зданий, побуждает детей действовать дружно, внимательно относиться друг к другу.

Семья и детский сад – два основных фактора, которые формируют первоосновы духовной культуры ребенка. Задача воспитателя состоит не только в проведении занятий в группе, но и в помощи родителям в создании необходимых условий для правильного эстетического воспитания ребенка дома.

К нему можно обратиться за советом в организации эстетики быта, творческих занятий в домашних условиях, выбора музыки, литературы, игрушек для ребенка.

В идеале элементы эстетического воспитания дома и в детском саду должны дополнять друг друга, а не идти вразрез, иначе малыш может запутаться в определении основных понятий.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html

» Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец.

Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.

В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

«А знаете ли вы, что подразумевается под эстетическим воспитанием детей? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относиться к людям».

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

Методы различаются:

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

«Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д.), нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых).

Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы.

А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость.

При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус.

При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать.

Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности.

Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

«Совет. Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов».

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного.

Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное.

Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Источник: https://paidagogos.com/esteticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Эстетическое воспитание детей — методики эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей

Все люди разные, и каждый из нас воспринимает мир по-своему. Как сказал известный немецкий философ Иммануил Кант: «Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды».

Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и большинство людей являются убежденными скептиками, но, тем не менее, все родители хотят, чтобы их дети умели видеть прекрасное.

И поэтому мы предлагаем Вам обсудить вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения и решить, что нужно делать, чтобы Ваш ребенок мог не только оценить окружающую его красоту, но также и создать ее собственными руками.

Художественно-эстетическое воспитание детей является важной составляющей гармоничного развития личности. Во время образовательного процесса в школе и в кругу семьи малыши сначала учатся отличать красивое от некрасивого.

А затем в старшем возрасте они начинают сами преобразовывать окружающий их мир по принципам эстетической гармонии. Эстетика всегда идет рядом с творчеством и созиданием.

Понимая, какими должны быть природа, здания, бытовые условия, труд, искусство и весь окружающий мир в целом, люди пытаются изменить его, начиная с того, что непосредственно их окружает – своего дома, автомобиля, рабочего места, своего тела и своего сознания.

Эстетическое воспитание тесно связано с нравственностью, моралью и общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому эстетически развитые люди обычно отличаются довольно правильными жизненными убеждениями и ответственным поведением.

Если ребенок посещает центр эстетического воспитания детей или какой-либо творческий кружок, в процессе продуктивной деятельности у него развивается творческое мышление, воображение, навыки коммуникации и т.д.

Если данный процесс саморазвития стимулируют также и дома, если в кругу семьи обсуждают вопросы эстетики, говорят о прекрасном и стараются сделать окружающие вещи красивыми, тогда ребенок развивается очень гармонично, создавая свой неповторимый внутренний мир.

Если же малышу никак не помогают раскрыть свой творческий потенциал, который, по утверждению педагогов и психологов, несомненно, есть в каждом ребенке, он не может целостно воспринимать окружающий мир, сопереживая всему увиденному и услышанному.

Это впоследствии отражается на его жизненной позиции и становится проблемой в общении с людьми. Что же должны делать родители, чтобы помочь своему малышу стать гармоничной личностью с широким взглядом на мир?

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Психологи утверждают, что начинать эстетическое воспитание детей нужно практически с пеленок. В детских садах воспитатели обязательно обращают внимание на эстетический компонент во время организации занятий и досуга детей. Но этого недостаточно.

Очень важно, чтобы дома у малыша также была возможность развивать свои творческие способности, фантазию и чувство прекрасного. В данном случае важно все – цвет, форма, запах, звук, линии и краски окружающих предметов. Поэтому родители должны очень внимательно отнестись к оформлению детской комнаты, и покупке игрушек.

Все, что окружает ребенка должно быть не только красивым, но также нести некий глубокий смысл. Например, в педагогическом методе Монтессори используются только натуральные материалы – дерево, ткани, бумага, а также элементы природы (веточки, шишки, листочки и т.д.).

В данном случае малыши имеют возможность почувствовать «тепло» натурального материала. В методике Зайцева особое внимание уделяется цветам, с которыми работает ребенок. Они должны быть очень мягкими и естественными.

Неважно, какую методику применяют родители, но ребенок всегда должен чувствовать, что все, что он берет в руки, сделано или выбрано с душой. Тогда красивая форма приобретает также приятное эмоциональное наполнение. И это навсегда откладывается в сознании малыша.

Родители должны понимать, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — вещь хоть и простая, но требующая ежедневной работы. Нужно постоянно общаться с ребенком, помогая ему видеть прекрасное.

Конечно, уроки рисования под музыку Моцарта или Чайковского будут очень полезными, но если мама периодически будет показывать малышу, каким красивым бывает небо, как интересно и совершенно выглядят животные, какими величественными кажутся старинные здания, этого будет вполне достаточно для того, чтобы ребенок начал задумываться о том, что в этом мире действительно красиво, а что так, дешевая копия.

Эстетическое воспитание школьников

Когда кроха подрастает, с ним нужно заниматься более серьезно. По мнению педагогов, полноценное эстетическое воспитание школьников складывается из нескольких важных компонентов. Во-первых, дети обязательно должны знакомиться с произведениями искусства, получая при этом так называемую эстетическую информацию.

Они должны обязательно слушать классическую музыку, рассматривать картины и читать классические произведения. Во-вторых, дети должны приобретать практические навыки художественной деятельности. Для этого детишек нужно учить рисовать, петь, читать стихи, танцевать и т.д.

Взрослые должны дать ребенку инструменты, чтобы он мог создать прекрасное своими руками. А для этого его нужно обучить. И в третьих, детям нужно дать возможность выбрать любимое занятие и развиваться в этом направлении. Ранее на Bambino Story мы рассказывали о том, как найти в ребенке талант.

Родители обязательно должны помочь малышу отыскать свое призвание, а также найти творческое занятие, которое будет ему по душе, и через которое ребенок сможет самовыражаться.

Какие бы средства эстетического воспитания школьников не использовали родители, они, прежде всего, сами должны быть образцом нравственности и эстетической гармонии.

Если в доме порядок, если вся семья за обеденным столом, если на столе красивые тарелки, а на стенах красивые картины, если вещи аккуратно поглажены, а книги стоят на полках, если папа сильный, а мама нежная и ласковая, то дети, скорее всего, впитают эту атмосферу и пронесут это чувство эстетической гармонии через всю жизнь.

Источник: http://bambinostory.com/esteticheskoe-vospitanie-detey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.