Эмоциональное развитие ребенка

Содержание

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие ребенка
2511 (29 за неделю) / 04.07.

16 10:00

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте человеческого существования, как проявление эмоций? Читайте наш материал, если вы хотите получить полезную информацию об эмоциональном воспитании дошкольников.

Эмоции – это психические процессы, которые постоянно проявляются человеком в периоды значимых ситуаций и каждодневных окружающих явлениях. Они возникают в результате жизненной деятельности человека и являются одним из регуляторов его состояния.

Условно ученые выделяют несколько форм проявления эмоциональности:

  • Реакции, возникающие на сторонние раздражители;
  • Сопровождающие вкусовые;
  • Слуховые;
  • Нейтральные;
  • Аффекты.

К положительным относят восторг, радость, симпатию, нежность, удовольствие, блаженство. Негативные эмоции: злорадство, гнев, тревога, горе, отчаяние, месть, боязнь. Нейтральные эмоции могут выражаться в виде любопытства или безразличия.

В особенную категорию стоит отнести проявление аффектов. Этот вид эмоциональных явлений отличается краткостью протекания, характеризуются большой силой проявления.

Такие состояние не проявляются «сами по себе» и могут быть спровоцированы при критическом состоянии человека, например, в момент сильного и резкого испуга.

Особенности проявления эмоций детьми заключаются, в первую очередь, в их краткосрочности. Настроение детей чаще всего изменчиво, они могут огорчиться чему-то, расплакаться, но уже через несколько минут хохотать. Второй особенностью детских эмоций до определенного возраста является их искренность.

До определенного возраста дошкольник проявляет только то, что действительно чувствует и только к возрасту выпускника детского сада он учится сдерживать чувства и управлять ими.

В определенный момент жизни ребенок научится предвосхищению, то есть станет заранее угадывать, какая эмоция последует за определенным действием или событием. Например, он узнает о том, что если построит правильно пирамидку, то мама и папа начнут радоваться этому событию, хлопать в ладоши, радость испытает и ребенок.

Поэтому он может построить пирамидку и обратит на это факт внимание взрослых, чтобы снова испытать радость.

Важно помнить и о такой особенности эмоционального развития ребенка, как подражательная. В наших статьях мы много говорим о том, что дети копируют поведение окружающих их людей.

Для эмоциональной сферы этот факт особенно актуален. Эмоциональная среда, в которой ребенок растет, очень сильно влияет на становление его личности и умение декодировать те или иные чувства.

Эмоционально-волевая сфера дошкольника

Эмоционально-волевое развитие ребенка главным образом влияет на становление его личности и формирование определенных черт характера. Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно, ведь ребенок за несколько дней учится контролю своих чувств и их проявлению.

Почему важно обращать внимание на эту сферу? В период взросления ребенка ему все больше придется решать самые разные задачи, справлять с жизненными проблемами. В зависимости от того, какой эмоциональный отклик произойдет у ребенка в той или иной ситуации, можно судить о степени его эмоционально-волевого развития.

Например, необходимо в поликлинике сдать кровь из пальца для анализа. Практически все дети боятся такого анализа и сильно переживают по этому поводу.

Но если малыш может перебороть свой страх, он понимает, что этот анализ в данный момент необходим и нужно просто потерпеть, то можно говорить о том, что он в определенной степени уже умеет контролировать проявление эмоций. Если эта область еще недостаточно развита у малыша, то возможен скандал с истерикой, крики «Не хочу!», «Не буду»», «Боюсь!».

Так как эмоциональное развитие детей одного и того же возраста может протекать по-разному, норм поведенческих реакций согласно возрасту нет. Такие нормы должны устанавливаться родителями.

Однако, мы можем точно сказать, что «затягивать» с тренировкой эмоционально-волевой сферы не стоит, как не стоит и требовать от малышей ясельной группы проявления мужественности.

Если вы внимательный родитель и много занимаетесь своими детьми, уделяете большое внимание их эмоциональному и физическому развитию, то интуитивно буду знать, когда дать ребенку самому принять решение. Поверьте в волю своего ребенка и помогите ему ее проявить, выбрав мотивацию.

Например, преподнесите ситуацию со сдачей анализа, как возможность увидеть, что находится за стенами кабинет или возможность после посещения врача съесть сладкий презент. Не обманывайте, что «будет совсем не больно», скажите, как есть: «Эта процедура неприятная, но зато она очень быстрая, буквально пара секунд, а после нее ты получить сладкий приз». Как правило, большинство детей старшей группы детского сада в подобных ситуациях могут спокойно проявлять волю и контролировать свой страх.
Если вы наблюдаете у вашего ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы проявления чувств, то вам нужно уделить особенное внимание этому аспекту. Нередко требуется и помощь специалистов.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р …

Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы

Часто нарушения в этой области у ребенка имеет характерные особенности, но диагностировать их самостоятельно получается не всегда. Если же родители наблюдают в поведении своего ребенка сразу несколько следующих особенностей поведения, то им рекомендует обратиться к специалистам:

  1. Ребенок нередко показывает чрезмерную, необъяснимую агрессивность.
  2. Малыш много плачет и часто застревает на этой эмоции.
  3. Пассивность, практически полное отсутствие интереса к играм со сверстниками и окружающему миру.
  4. Неумение следовать правилам поведения и нормам общественного порядка (для детей старшего дошкольного возраста).
  5. Несамостоятельность, неумение ухаживать за собой (для детей старшего дошкольного возраста).
  6. Нарушение или полный отказ от социального взаимодействия. Важно не путать этот пункт с элементарной застенчивостью ребенка и «нелюбовью» к чужим людям. Здесь имеется в виду боязнь и нежелание любых разговоров, игр и присутствия людей. Если приходят гости, ребенок может спрятаться и отказываться выходить, может начать агрессировать в сторону родителей, требуя таких же действий от них.
  7. Сюда же относится неадекватность самооценки.
  8. Если требуется проявить интеллектуальное качество, подумать над решением какой-либо задачи, ребенок вместе этого резко начинает проявлять агрессию, негатив. Такое поведение может быть направлено не только на окружающих, но и на самого себя.
  9. Отсутствие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. В возрасте 5-7 лет ребенок уже вполне может понимать чувства другого человека и показывать соответствующую реакцию (сопереживание, жалость и т.п.).

Еще раз повторим, что говорить о нарушениях эмоционально-волевой сферы стоит только тогда, когда ребенок показывает сразу несколько из вышеперечисленных пунктов. Точный диагноз на основе определенных тестов, опросников и наблюдения за ребенком поставит только профессионал.

В чем заключаются причины таких нарушений? Любого рода сильные стрессы могут негативно отразиться на эмоциональной сфере.

Но если не было ничего «страшного» в жизни, то здесь причинами может быть отставание в интеллектуальном развитии ребенка, влияние компьютерных игр, фильмов, которые он просматривает. Мы уже говорили о важности близких эмоциональных контактов с родными, но важно закрепить эти знания.

Так, недостаточность близкого эмоционального общения с родителями, доверительного отношения членов семьи друг к другу может легко привести к нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Родители могут сыграть ключевую роль в становлении личности их ребенка. Если вы хотите помочь малышу в этой области, то всегда обращайте внимание на факторы, способствующие развитию его эмоциональной сферы.
Итак, факторы, которые помогают развитию эмоций ребенка:

  • Живое общение. Чтобы ребенок понял, что такое эмоции, как стоит их выражать и «жить» с ними, он должен видеть наглядный пример. Это самый лучший способ для понимания.
  • Раскрытие сути эмоций. Если ребенок будет понимать суть ситуации, он быстрее сможет понять ту или иную эмоцию и научится ею пользоваться.
  • Дополнительная деятельность. Например, занятия танцами способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка и в большей степени помогают испытывать яркие положительные эмоции.
  • Игры на развитие эмоциональности. Здесь хорошо подходят игры сюжетно-ролевой направленности, например, классические «дочки-матери». Они учат ответственности. Сопереживанию, радости и т.д.
  • Трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности ребенок может испытывать яркий спектр самых разных чувств: от разочарования от провала до радости от удачного выполнения дела.

Если родители будут уделять внимание эмоционально-волевой сфере малыша, то он быстрее освоит самые разные эмоции и расширит их спектр. Такая тренировка поможет ему перейти от проявления простых эмоций, таких как радость, грусть, к более сложным.

4 Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. Покинувший утробу матери к …

Игры для дошкольников на тренировку эмоций

Игры на тренировку эмоциональности преследуют несколько важных целей. Так, они знакомят малыша с самыми разными эмоциями, учат их распознавать в повседневной жизни, обогащают словарный запас за счет появления в нем новых слов-обозначений чувств, настроения.

Кроме того, в таких играх искусственно создаются ситуации из реальной жизни, благодаря которым ребенок учится применять полученные в этой области знания на практике и проявлять определенную реакцию в ответ.

Итак, игры на знакомство с эмоциями и их развитие:

  • «Что за эмоция?». Для игры необходимо подготовить карточки с рисунками отдельных эмоций. Каждый участник игры достает одну карточку из колоды, не показывая ее всем остальным. Его задача – изобразить эмоцию с картинки так, чтобы ее отгадали другие участники игры. Эмоции изображаются с помощью жестов, мимики, ых интонаций.
  • «Покажи свое настроение». Ребенку предлагается ряд карточек со схематическими изображениями отдельных эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент. Далее можно попросить показать эмоцию, когда приходят гости, дарят подарки, укладывают спать и т.п.
  • «Встреча эмоций». Необходимо подготовить ряд карточек с противоположными эмоциями, например, «радость» и «грусть». Взрослый выбирает одну эмоцию, а малыш должен подобрать к ней соответствующую. С детьми постарше можно играть в более сложный вариант, когда эмоции необходимо не просто найти, а нарисовать.
  • «Телефон эмоций». Все участники закрывают глаза, кроме одного игрока и ведущего. Ведущий показывает эмоцию без ого сопровождения. Игрок «будит» следующего участника и показывает эту эмоцию ему и так далее по кругу. В конце игры можно спросить всех участников, какую эмоцию им показали и как они ее передали дальше.

Карточки для таких игр можно приобрести в магазине, распечатать, взяв материал из интернета или сделать самим вместе с ребенком. Чаще всего дошкольники к разного рода жизненным ситуациям относятся с оптимизмом и позитивным настроем.

Они с удовольствием демонстрируют «радость», «восторг», пользуясь не только совей мимикой, но и голосом, пантомимикой. Если малыш в большей степени показывать негативные эмоции, то не пропускайте этот факт.

Постоянные обиды, злость, агрессия, грусть могут быть тревожными признаками. Возможно, вашему ребенку требуется ваше внимание, ему нужно помочь понять, что происходит, разобраться в спектре собственных чувств.

Помните, что изучение эмоций вашего ребенка позволит вам лучше понимать его мысли, отношение к миру и окружающим людям.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: важные этапы и ключ к воспитанию

Эмоциональное развитие ребенка

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки.

Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств.

Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств.

Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам.

Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир

Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть.

В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость.

Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей).

Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад).

Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными.

Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры.

Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение.

Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством.

Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло».

Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции.

Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние.

В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/emotsionalnoe-razvitie-detey

Эмоции ребенка

Эмоциональное развитие ребенка

Дети — существа очень искренние. Они еще не умеют лукавить, поэтому смеются, радуются, переживают, сочувствуют от чистого сердца. Их эмоции развиваются по мере познания мира и осознания своей роли в нем. Итак, узнаем о развитии эмоционального мира детей, начиная с периода беременности женщины.

Эмоции ребенка в утробе матери

Теперь мы знаем, что многое в будущем малыше формируется в процессе внутриутробного развития. Ведь до появления на свет было еще 9 месяцев жизни в животе мамы, которая для ребенка является первой вселенной. Все, что в период вынашивания малыша испытывала она, чувствовал и плод. Ее эмоции передавались ребенку, оказывая положительное или отрицательное влияние на становление его психики.

Организм плода формируется из веществ, поставляемых ему из тела матери. Следовательно, ее культура питания, образ жизни, наличие вредных привычек формируют основу здоровья будущего малыша.

Чрезмерные эмоциональные реакции женщины, стрессы, которые она переживает, служат причиной множества послеродовых заболеваний у ребенка. Речь идет о неврозах, тревожности, аллергических заболеваниях, отставании в физическом и умственном развитии.

Малыш и мама в период беременности — это целостная энергетическая система, а роды являются окончанием процесса совместного развития. 

Психологи выявили традиционную закономерность в качестве эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком.

Если женщина вынашивает дитя с любовью и радостью, все время общается с ним, мечтает о его будущем, озвучивая эти планы, то это благотворно влияет на будущую психику плода и его клеточную память.

Такой отпечаток остается на всю жизнь, он формирует главные качества человеческой личности.

Нейрологи констатируют, что если у беременной вследствие переживаний учащается пульс на некоторое время, а затем нормализуется, то это означает, что она справляется со своими эмоциями, а в будущем их контролировать сможет и малыш. То есть, скорее всего, он вырастет эмоционально устойчивым.

Когда будущая мама испытывает моменты радости, например, узнав пол малыша, она должна положить руку на живот, поговорить с ним о том, как она рада и ждет его появления на свет. Он ведь уже воспринимает все чувства матери. И чем они богаче и оптимистичней, тем лучше душевное развитие крохи.

Гормоны радости женщины (эндорфины) формируют ощущения покоя и удовольствия будущего малыша. Если дитя часто испытывает такое состояние, то это окрашивает его будущий характер в положительные, оптимистичные, сильные тона.

Именно поэтому беременная должна сознательно относиться к своему положению, хотеть стать матерью, а значит, планировать своих детей.

Эмоции новорожденного ребенка

О своем появлении на свет дитя сообщает плачем. Это первая эмоциональная реакция, которая является врожденной. Грудничок демонстрирует минимум эмоций, которые увеличиваются и совершенствуются со временем. Настойчивый плач крохи является его требованием получить желаемое как можно скорее.

На втором месяце жизни у ребенка появляются первые положительные эмоции. Дитя учится радоваться постепенно. Мамина грудь, теплая постель, сухие пеленки пока не вызывают улыбку, а вот присутствие папы, мамы, которые улыбаются и спокойно общаются с ребенком, вызывают ответную положительную реакцию.

На третьем месяце развития у крохи проявляется комплекс оживления — положительная эмоциональная реакция на маму, папу, которая проявляется улыбкой, маханием ножками и ручками, движениями всем телом.

В три месяца дитя может улыбаться и в отсутствии рядом взрослых. Оно начинает брать игрушки, рассматривать их, играть, а родители в это время могут услышать его первый смех. Это не врожденная эмоция, а приобретенная.

Уже через несколько месяцев смех малыша будет заливным. А для этого нужны общение, игры, достаточное количество положительных эмоций и удовольствия.

Но родители должны учесть, что на первом году жизни девочки и мальчики легко перевозбуждаются, поэтому смех часто может перерасти в плач.  

Эмоции ребенка на смех папы

Исследования ученых констатируют, что после рождения малыша родители «специализируются» на разных видах контактов с ним.

Роль мамы — это удовлетворение физиологических потребностей, разговоры с малышом, а папа больше любит с ребенком порезвиться.

Его чаще, нежели маму, можно увидеть с „летающим” малышом на руках, играющим в прятки. Поэтому смех ребенка чаще слышит папа — в ответ на свое резвое общение.

Многие для того, чтобы вызвать улыбку сына или дочки, могут наклонять голову в разные стороны, шелестеть бумажками, подуть в живот малыша, понарошку покусаться. Детям до года очень нравятся игры с папой в прятки, когда тот закрывает лицо простынею и выглядывает из-под нее с удивленным веселым лицом.

Такой вид папы вызывает у крохи заливной смех. Когда же во время занятости мамы дитя вместе с папой смотрит мультики или играет кубиками, то смех отца способен вызывать у крохи реакцию наследования. То есть в ответ на папины положительные эмоции дитя, копируя их, усиливает свою эмоциональную реакцию.

Иногда смех папы способен заставить дитя хохотать очень долго.  

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Формирование эмоций — важное условие развития личности. К этой категории относятся настроение, страсти, аффекты, чувства, стрессы.

Это «чистые» эмоции, которые являются составляющей психических процессов и состояний ребенка.

В дошкольном возрасте формируются основы личности, осознание своего «я», объективная оценка себя, обогащается содержание эмоций, а также формируются высокие чувства.

В 4-5 лет дошкольник является человеком с разнообразным эмоциональным миром. Все его эмоции, переживания тесно связаны с семьей.

Но в этом возрасте уже начинает закладываться основа общественных взаимоотношений, поэтому развиваются социальные эмоции.

Так, у дошкольника появляются переживания по поводу результатов собственной деятельности, он выполняет новые задания в предвосхищении результатом, ожидании похвалы и уверенности в том, что он нужен, его труд востребован.

От основных эмоций радости и огорчения он переходит к более сложному спектру чувств. Это злость, обида, ревность, грусть, гнев. При этом все вышеуказанное проявляется взглядами, жестами, движениями, улыбкой, интонацией голоса.

Управлять своими переживаниями мальчик и девочка в дошкольном возрасте еще не могут. Именно поэтому дети больше подвержены сменам настроения, нежели взрослые. Их намного легче обидеть и развеселить. По этой причине за короткий промежуток времени дошкольники могут испытать целую гамму волнений и чувств.

Развитие эмоций дошкольника зависит от таких факторов:

  • Общение со сверстниками. Сопереживание одногодкам зависит от ситуации. В условиях личного соперничества эмоции переполняют ребенка, возрастает негативная экспрессия в адрес ровесника. А вот в групповых соревнованиях основой служат интересы группы, тогда успех делят все, и эмоциональная связь со сверстниками становится более тесной. 
  • Специально организованная деятельность. Самые яркие эмоции дошкольник испытывает при сравнении себя с положительным героем сказки. Ребенок ему сопереживает. Негативные эмоции дошкольника отсутствуют.
  • Игра. Поскольку именно этот вид деятельности является ведущим для дошкольного возраста, то и характер эмоций усовершенствуется именно в играх. Общие переживания, ответственность, радость, огорчение дети испытывают в сюжетно-ролевой деятельности, музыкальной, изобразительной. Дошкольники учатся понимать друг друга, учитывать желания и настроение сверстников.  
  • Семейные традиции. Только в семье, причем в полной, дети могут наследовать умение родителей сопереживать, дарить радость старшим и младшим членам семьи, преподносить им сюрпризы, а значит, проявлять уважение и создавать предпосылки к проявлению радостных эмоций. Традиции семейного досуга — это посещение на выходных родственников, зоопарка, путешествия не только расширяют кругозор малыша, а закрепляют в нем нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте формируется умение радовать близких и радоваться их успехам, сочувствовать и поддерживать, достойно переживать беду и трудности. 

Эмоционально-неуравновешенный ребенок

Неуравновешенный ребенок с большим трудом адаптируется к детскому коллективу. Эмоциональная неуравновешенность характеризуется такими признаками:

  1. Быстрая смена настроения. 
  2. Попытки изменить все, что ребенку не нравится.
  3. Предпочтение действий словам и мыслям. 

На практике это проявляется щипками, толчками, драками со сверстниками, если что-то ребенку не нравится. Неработающая игра тут же ломается, не исполненное желание у такого малыша превращается в истерику или битье родителей. Ему характерна чрезмерная активность. Неуравновешенный ребенок использует свою моторику для высвобождения отрицательной энергии.

В подобных ситуациях полностью отсутствует самоконтроль.

Такое поведение осложняют жизнь и самому малышу, и родителям, и всем окружающим. При этом воспитательные методики (объяснения, переключение внимания, наказание, игнорирование) ощутимых результатов не дают. Взрывной ребенок требует особого подхода, и детские психологи советуют родителям следующее:

  1. Четко определить рамки дозволенного, не ослаблять их. 
  2. Не применять физическую силу. 
  3. Больше использовать аргумент убеждения.  
  4. Удерживать конфликтные ситуации под контролем. Не нужно требовать от ребенка замолчать, а помогать выразить злость с помощью речи. Сглаживайте агрессию. 
  5. Консультируйтесь с психологами. 

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/emotsii-rebenka.html

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Эмоциональное развитие ребенка

Родители стремятся к гармоничному развитию своего крохи. Вместе с физическим, интеллектуальным воспитанием малышей значимую роль в становлении личности играет эмоциональное развитие ребенка. Способность понимать, осознавать свои чувства, эмоции, а также чувства и эмоции окружающих, умение сопереживать — все это играет огромную роль при формировании личности малыша.

Эмоции, способность их распознавать, умение их контролировать — признак успешности человека. По последним данным, успешность человека в большей степени зависит именно от коэффициента эмоционального развития. Именно поэтому, школьники, получающие отличные оценки достаточно часто испытывают неудачи во взрослой жизни.

Понятие эмоционально волевой сферы

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе, к окружающей действительности, а также к происходящему вокруг. Развитие эмоционального интеллекта — залог гармоничного воспитания ребенка.

Эмоционально волевая сфера — это не только эмоции и их проявления. Она рассматривает содержание эмоций, их динамичное развитие, глубину, а также качество проявленных состояний. Эмоции оказывают влияние на мировоззрение крохи, на то, каким увидит мир малыш, как он будет воспринимать окружающую среду, выстраивать личностные отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=PMmHExthQxw

Эта сфера делится на следующие составные части:

  • Эмоции. Ребенок показывает свою реакцию на окружающую действительность. Эмоции могут быть положительными, позитивными — например, смех, радость, или отрицательными, негативными — страх, плач. Малыш может продемонстрировать и нейтральные, например, удивление.
  • Чувства возникают позже и являются реакцией на отношение крохи к конкретным людям или событиям, предметам. Проявление одного и того же чувства возможно в нескольких эмоциональных действиях.
  • Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребенка, зависящее от окружающей среды, здоровья крохи, успешности деятельности. Настроение может быть изменчивым или устойчивым по продолжительности. На настроение немалое влияние оказывает также темперамент, характер малыша. Хорошее, позитивное настроение стимулирует несмышленыша на результативную деятельность. Плохое настроение негативное влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Воля — это способность малыша к сознательному контролю над своими действиями при достижении спланированной цели. Еще совсем кроха демонстрирует свою волю и целеустремленность, настойчиво собирая башню из кубиков, которые постоянно падают.

Как происходит эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие дошкольников происходит под давлением внутренних и внешних факторов. Внутренние — это врожденные особенности личности крохи, присущие ему с рождения, такие как темперамент. Внешние факторы — семья малыша, окружающий его мир. Воспитательные методы, применяемые для развития детей, оказывают существенное влияние на развитие эмоционально волевой сферы малыша.

Правильное распознавание эмоций, передача их, совсем не является легким и простым действием для несмышленыша. Ребятня дошкольного возраста с легкостью отличает восторг, радость. А вот грусть или страх могут выделить, понять не все дошколята.

У ребятни до 5 — 6 лет главным для определения эмоционального состояния другого человека является мимика лица. Именно по выражению лица, кроха может определить, что чувствуют другие люди.

В более старшем возрасте, учась в школе, дошколята учатся сдерживать свои чувства, не демонстрировать явно свои переживания.

Теперь кроме мимики помочь с распознаванием эмоционального состояния личности малышам помогают жесты, пантомима.

Развитие аспектов эмоционально волевой сферы детей служит определяющим фактором, для достижения результата и успешности во всех видах деятельности малышей. Влияет также на учебу, коммуникативность, социализацию дошкольника.

Роль семьи очень важна при правильном, здоровом формировании эмоциональности крохи. Ведь именно в дошкольном возрасте у несмышленыша формируются, закрепляются основные аспекты эмоций. Прививать, развивать положительное отношение к окружающим, показывать на собственном примере важность позитивного настроения — все это в силах родителей.

Советы родителям

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию.

Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых.

Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

  • У дошколят преобладающими являются наглядные формы мышления. Распознавание эмоций, как они проявляются внешне малыш может изучать с помощью мультиков, спектаклей или прослушивания сказок. Крохе можно объяснить какие существуют положительные, а какие отрицательные эмоции, что они выражают. С использованием мимики продемонстрировать чем отличает испуг от радости, удивление от грусти.
  • Обратить внимание крохи не только на выражение лица, но и на интонацию голоса. Не стоит заставлять кроху прятать свои чувства, не показывать их. Учить, что негативные эмоции всегда плохие. Эмоциями необходимо научиться управлять, взятые под контроль, они помогут крохе лучше осознать себя как личность, более гармоничному формированию психической устойчивости ребенка.
  • Инстинкт самосохранения — это очень важное качество, особенно для детей. Это качество основано на контролируемом страхе за свою безопасность. Высказанное или показанное в корректной форме недовольство поступком, действием или конкретным человеком демонстрирует работу защитного механизма психики ребенка. Определить свои или чужие границы помогает обида крохи на нарушение личностного пространства. 
  • Сопереживание чувствам других, уважение формируется на наглядном примере значимых взрослых. Если папа кричит на пожилую женщину: куда лезешь старуха, ждать уважения к старшим от малыша не стоит. Да и сам отец не будет вызывать у чада уважения. Понимание, доверие близких людей формирует близость родителей и их чада.
  • Малыш не должен скрывать своих чувств, переживания от близких, родных людей. Внимательное отношение к чаду позволит добиться доверительности в семье. Взрослые смогут объяснить непоседе, как правильно подобрать эмоции, грамотно их использовать и развивать. Самое главное, родители научат кроху разбираться в чужих эмоциях.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей.

Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше.

Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам.

Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть.

Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Развитие эмоциональной коммуникативности

Понимание эмоционального состояния окружающих — это важный шаг к формированию коммуникативности у дошколят. Несмышленыши смогут научиться сопереживать, сочувствовать, дружить. Эмоциональное развитие дошколят тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями.

Дошколята еще не могут в полной мере управлять своими эмоциями, скорее чувства управляют поведением маленьких непосед. Для дошкольников очень важно возникновение, сохранение позитивных отношений с другими людьми. Кроха очень переживает, когда его не принимают в игру, высмеивают. Малыш очень ценит возникающие дружественные чувства, симпатии к ровесникам.

Внутренний мир формируется у крохи в дошкольном возрасте и является основой личности маленького человечка. Задача родителей, воспитателей помочь крохе развить его эмоции, научиться ими управлять. Неумение общаться, связано напрямую с отставанием в психическом развитии ребенка.

Чтобы чадо научилось самостоятельно принимать решения, родителям не стоит постоянно решать проблемы дошкольника. Если ваше чадо пришло к вам за помощью, не взваливайте все на свои плечи. Пусть непоседа учится самостоятельности. Поговорите с несмышленышем, выясните, что его волнует, обязательно узнайте, как маленький человечек собирается исправить неприятную ситуацию.

Увидев, что дошкольник сможет сам справиться с проблемой, похвалите его. Но, не стоит мамочке говорить: «лучше сделай как я скажу» или, например, « я сама разберусь». Такое воспитание приведет к инфантильности дошкольника, создаст проблемы в общении со сверстниками у вашего чада.

Эмоциональные нарушения

Маленький человечек консерватор по своей натуре, он не любит никаких резких изменений в привычном течении жизни. Изменение режима жизни, поступление в детский сад или перевод в новое дошкольное учреждение, разлад в семье, развод родителей — все это может привести к тому, что у непоседы возникнут серьезные эмоциональные нарушения.

Выделяются следующие виды причин нарушений эмоционально волевой сферы дошкольника:

  • тревожное состояние, вызванное перенесенными стрессами;
  • недостаточность близости, доверия со значимыми взрослыми;
  • отставание в сфере интеллектуального развития;
  • социально — бытовые;
  • влияние компьютерных игр, а также фильмов, не соответствующих возрасту маленького человечка.

Все эти нарушения проявляются следующим образом:

  • гиперактивность;
  • повышенная агрессивность, нежелание идти на компромисс;
  • аутизм. Замыкание дошкольника в собственный внутренний мир, уход от контактов с окружающим миром и другими людьми;
  • тревожность. Может сопровождаться нервными тиками, заиканиями, в тяжелой форме — у непоседы может проявиться энурез.

Все эти виды психических расстройств нуждаются в коррекции с помощью грамотных специалистов. Дома, в семье родители могут помочь своему чаду научиться справляться с эмоциями. Несмышленыши любят, доверяют родителям, прислушиваются к ним. Такое отношение дошкольника служит залогом успешной корректировки психических нарушений.

Отсутствие эмоций или их недостаточное развитие ведет не только к пассивной умственной активности, а также и к пассивной физической двигательной активности.

Вялый, малоподвижный, ничем не интересующийся несмышленыш — не о таком чаде мечтают родители.

Различные виды активной деятельности, в том числе физическая культура способствует не только физическому, но также интеллектуальному и психическому здоровью дошколят.

Как развить эмоционально волевую сферу

У карапузов игра — это основная деятельность. Когда несмышленыш играет, у него формируется понимание социума, правил поведения, коммуникативность, воля к достижению поставленной цели. Основная задача упражнений, заданий, чтобы игры на развитие эмоционально волевой сферы помогли маленькому человечку запомнить, осознать основные базовые эмоции, их значимость в жизни каждой личности.

В садике или дома с дошкольником можно поиграть в следующие игры на развитие эмоционально волевой сферы:

  • угадай сказку или мультик. С помощью мимики, жестов ведущий показывает героя, какой-либо сказки или мультфильма. Дошкольник по внешним выразительным проявлениям лица, движений должен определить, кого именно изображает ведущий;
  • угадай, кто ты. В эту игру лучше играть небольшой группой. Каждому участнику по очереди раздать маски, изображающие радость, грусть, смех, страх, горе. Дошкольник, которому одели маску, не должен знать, что изображено на ней. По мимической подсказке тех, кто играет в группе, непоседа должен определить, какую эмоцию выражает данная маска;
  • мимическая гимнастика. Такой гимнастикой может заниматься с чадом и мамочка дома. Можно по очереди с непоседой изображать, как сердиться Карабас-Барабас, засмеяться как Буратино, изобразить строгую Мальвину или печального Пьеро. Тему для такой гимнастики может подсказать любая сказка или мультик; 
  • уходи злоба и ненависть. Иногда агрессивному дошкольнику необходимо выплеснуть свой негатив. Часто агрессивность выплескивается на сверстников или родителей. Для снятия излишней агрессивности можно поиграть следующим образом. Выделить место для игры, можно на полу. На пол постелить чистый коврик, разложить мягкие игрушки или подушки. Дошкольник должен лечь на пол, закрыть глаза, устроить «истерику» — колотить руками и ногами по полу, кричать «уходи злоба».

Высокое интеллектуальное развитие при низкой эмоциональности не приведет личность к успеху. Знание принципов развития эмоционально волевой сферы дошкольника, поможет родителям принять активное участие при формировании у крохи гармоничного психоэмоционального состояния личности.

Любая игра должна помочь вашему чаду стать крепким, здоровым и не только физически, но и психически устойчивым.

Во взрослой жизни несмышленышам придется столкнуться с различными ситуациями, не всегда приносящими хорошее настроение. Дети должны уметь контролировать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать.

Душевно черствые люди никогда не добиваются успеха. У них могут быть деньги, но не будет любящей семьи, которая всегда поддержит друг друга.

Источник: https://pups.su/vospitanie/emotsionalnoe-razvitie-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.