Экологическое воспитание детей

Содержание

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание детей
1940 (25 за неделю) / 04.11.16 09:00

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание.

Задачи экологического образования

Перед экологическим образованием стоят три главные задачи:

  • формирование верных представлений о существующих в природе взаимосвязях;
  • воспитание отношения к природе, как к общему человеческому дому, восприятия себя, как части природы;
  • формирование системы навыков взаимодействия с природой, экологически целесообразного поведения.

Дети в процессе экологического воспитания многому радуются и удивляются, их восхищает мир природы, раскрывающийся перед ними. Свои впечатления от увиденного дети очень часто выражают в своих рассказах или рисунках.

Поэтому в детских садах занятия по экологии часто совмещаются с изобразительной деятельностью, благодаря чему намного быстрее происходит «экологизация» дошкольников. Дети лучше закрепляют экологические представления, когда переносят свои наблюдения в виде рисунков на бумагу.

Рост экологической культуры учит детей больше ценить мир животных и растений. Также у них растёт познавательная активность, направленная на получение сведений об окружающем их мире.

Когда стоит знакомить ребенка с понятием экологии?

С самой экологией, как наукой, дети знакомятся в школе, где есть соответствующая учебная дисциплина. Кому-то, возможно, покажется, что преждевременно развивать у дошкольников экологические представления, что их возрастные возможности ещё недостаточны для этого.

Но психологи и педагоги считают дошкольное детство таким периодом, при котором основы мировоззрения личности активно формируются, в том числе его отношения к себе, окружающим людям и миру.

Поэтому именно в этот период важно создать такие условия, чтобы у ребёнка возникло понимание взаимосвязанности всего в природе.
Нынешним дошкольникам придётся жить в быстро меняющемся мире, в котором всё больше будет страдать экология.

И преодоление экологического кризиса, а, может быть, и даже спасение жизни на планете будет зависеть от социальной активности и экологической грамотности подрастающего поколения.

Поскольку именно в дошкольном возрасте малыш начинает приобщаться к миру природы, разнообразию её форм и красок, то именно тогда и следует формировать его первые представления об экологии, прививать ему любовь и бережное отношение к окружающему живому миру, частицей которого является и человек.

Как научить ребенка правильному понятию экологии?

В период дошкольного детства начинает складываться эмоциональная сфера ребёнка. В этом возрасте он отзывчив и чуток, сильно сопереживает героям мультфильмов и сказок. Сочувствие подталкивает его помочь кому-либо, неважно, плачущему сверстнику или хромой кошке.

Но сочувствие больному животному необязательно выльется в формирование экологического сознания – ребёнок, любящий своего домашнего котёнка вполне способен швырнуть камень в бездомного, поскольку ему много раз говорили, что тот котёнок грязный и наверняка имеет блох.

В этом случае у малыша формируется следующее мировоззрение: чистота должна быть только дома и достойна иметь место под солнцем лишь его кошка (попугай, собака и т. д.).

Подобное мировоззрение прививается родителями, которые, только выйдя за домашний порог, сразу же забывают о соблюдении чистоты вокруг, и, побывав на пикнике в лесу, оставляют после себя кучи мусора и даже способны развлечения ради поджечь муравейник.

Не так-то просто воспитывать у детей чувство причастности к природе, научить их относиться к планете в целом и всему живому на ней, как к непреложным ценностям. В такой ситуации совокупность знаний о законах существования природы и декларативные призывы к её охране окажутся бесполезными.

Здесь требуется найти баланс между наличием знаний о природе и воспитанием эмоционального к ней отношения. Если ребёнку неизвестно, что происходит вне его жилища и детского сада, то у него просто не может сформироваться никакого отношения к окружающему миру.

В 5-6 лет у малыша значительно расширяется круг познавательных интересов.

На большой мир он смотрит зачарованно, ему всё интересно, отсюда и множество «почему?». Наличие подобных вопросов говорит о том, что малышу интересны не только сами объекты, но и связь этих объектов или явлений внешнего мира. Помимо этого формируется отношение ребёнка к окружающему.

В дошкольный период у детей развиваются синтетические виды восприятия времени и пространства, творческое воображение, наглядно-образное мышление – в большей степени их формирование зависит от воспитания и условий их жизни. В процессе практической и игровой деятельности ребёнка в случае регулярного ориентирования на существенные признаки жизненных проявлений живых организмов ему открывается как внешняя видимость природных явлений, так и простейшие функциональные и причинные связи между ними. В результате у ребёнка появляется чувственное познание природы, важность которого существенна не только для текущего его возраста, но и для последующей взрослой жизни.

Кроме того, в дошкольный период у детей наблюдается также активное социальное развитие, подпитываемое его взаимодействием с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. Во время этого процесса малыш усваивает традиции, ценности, общественную культуру и культуру того социума, где ему предстоит жить. Он учится следовать установленным правилам поведения и общественным нормам. Но чтобы экологическое воспитание не ограничило своё влияние только детскими годами, а продолжало его и во взрослой жизни, необходимо, чтобы в этот процесс было вовлечено не только привитие положительного эмоционального отношения к свежему воздуху, чистой воде и солнцу, животным и растениям, но также таких норм поведения, которые бы не наносили вреда живым существам, готовности сберегать и восстанавливать природу.

5 Патриотическое воспитание дошкольников

Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действител …

С чего начинать формирование у дошкольников экологических представлений?

У наших детей нужно поменять модель восприятия мира на более экологически верную ориентацию. Изначально здесь не должно быть предпосылки о человеке – царе природы, по своей воле управляющему ею. Homo sapiens – лишь один из многочисленных видов животных, которые должны жить в согласии на планете.

Во многом он превосходит соседей, но в чём-то и уступает им: медведь сильнее, лошадь быстрее, орёл зорче, поэтому человеку не следует слишком заноситься. Экологическая этика учит, что в нашем мире нужны любые организмы, у каждого есть одна и та же задача – сохранить и продолжить свой род, поэтому все они достойны уважения.

Если у детей закладывать эти новые представления, то позже они станут традицией, помогут увеличить продолжительность жизни, уменьшить число экологических катастроф, что даст человечеству шанс дольше просуществовать на планете.

Детей нужно познакомить с самой нашей планетой, рассказать, как она образовалась, какие на ней существуют формы жизни. Они должны получить ясное представление об особенностях и разнообразии фауны и флоры. Дети любят, когда им что-то рассказывают, но с большим удовольствием знакомятся с иллюстрированными книжками.

Поэтому для более эффективного формирования экологических основ им лучше показывать энциклопедии с картинками всевозможных животных и растений. Материал в таком виде, когда есть возможность наглядно представить многообразие природы, проще усваивается детьми.
В уголках природы дети могут наблюдать за ростом растений.

Также можно наблюдать и во время прогулок, обращая внимание детей на изменчивость природы. Времена года сменяют друг друга, благодаря чему трава и цветы весною вырастают, а к зиме погибают.

Если же безразличные к природе люди будут рвать растения, жечь траву, ломать ветки без всякой надобности, то растение погибнет задолго до наступления зимы. То есть, если растения не беречь, то они начнут вымирать, а ведь они являются источником свежего воздуха. Всё это необходимо донести до сознания каждого ребёнка.

Экологические игры для дошкольников

Экологические игры занимают особое место в процессе ознакомления с природой. В дидактических играх ставятся задачи, решая которые, дети учатся вычленять в предметах и явлениях отдельные признаки, сравнивать и классифицировать их, группируя по общим признакам. Ребёнок учится рассуждать, обобщать, делать выводы, тренируя свою память, внимание и восприятие.

Для решения игровой задачи малышу часто необходимо объяснять свои действия, что помогает развитию его речи. С помощью дидактических игр дети учатся применять полученные знания в иных условиях, при этом у них активизируются многие умственные процессы, прививаются навыки совместной игры.

С помощью игр дети могут манипулировать природными объектами, сравнивать их, выискивая отличительные внешние признаки.

«Пищевые цепочки водоёма»

Целью игры является закрепление знаний о том, кто кого ест в водоёме. Воспитатель показывает детям фигурку жителя водоёма и просит детей подобрать те объекты, которым служат для него кормом. В результате должны появиться цепочки:

6 1 Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников

Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое …

  • червячок – рыбка – чайка;
  • комар – лягушка – цапля;
  • ряска – малёк – хищная рыба;
  • водоросли – улитка – рак.

«С чем нельзя ходить в лес?»

Эта игра должна закрепить правила поведения в лесу. Воспитатель выкладывает на стол картинки, где изображены:

  • топор;
  • ружьё;
  • магнитофон;
  • сачок;
  • велосипед;
  • спички.

Дети должны объяснить, почему эти предметы нельзя брать в лес.

«Гимн зиме»

Стоящие в круг дети изображают снежинки (капельки дождя, листочки). Каждая «снежинка» должна сказать что-то хорошее о матушке-зиме. При этом каждый ребёнок должен сказать что-то своё. Записанные педагогом слова превращаются в гимн зиме.
 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov/

» Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов

Экологическое воспитание детей

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей.

Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.

Наши практические рекомендации — для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания.

Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её.

Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.
Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

Экологическая культура

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде.

Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам.

Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом — экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств.

В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения.

Однако, как показывает педагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

«А знаете ли вы, что, чтобы отравить более чем 4 млн литров чистой воды, достаточно лишь 4 литра машинного масла?»

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша.

Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек.

Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней.

Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны.

Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

Прививаем культуру детям дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста:

  1. Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного.
  2. Обращайте внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы.
  3. Называйте. Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.
  4. Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.
  5. Делайте поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!
  6. Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

«А знаете ли вы, что период разложения безобидной на первый взгляд алюминиевой банки достигает от 200 до 500 лет?»

Развиваем детей школьного возраста

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.

В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей).

Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.
Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности.

Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

«. В конце ХХ века компания Nike организовала экологически ориентированную программу «Reuse-A-Shoe», направленную на утилизацию старых кроссовок. Этот материал идёт на изготовление покрытия для спортивных площадок. Программа работает и сегодня».

Рекомендации по организации экологического воспитания

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.
  2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.
  3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.
  4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.
  5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов.

Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

, которое можно использовать как методический материал для занятий или проектов  на экологическую тематику

Источник: https://paidagogos.com/vazhnost-i-metodyi-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-vseh-vozrastov.html

Экологическое воспитание — методы экологического воспитания детей

Экологическое воспитание детей

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой.

Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля.

Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить.

И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся  или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим. 

Методы экологического воспитания

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:

  1. наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.,
  2. эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях, 
  3. трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.,
  4. ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.,
  5. проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей в лесу, бурению лунок на водоемах, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок,
  6. экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности,
  7. чтение художественной литературы о природе,
  8. беседы с детьми о природе и человеке,
  9. прослушивание музыкальных произведений,
  10. посещение выставок художников-пейзажистов,
  11. изготовление поделок из природного материала,
  12. организация тематических праздников и утренников.

Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы.

Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла).

Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни. 

Экологическое воспитание школьников

Для того чтоб знания детей были системными, в дошкольных учреждениях и школе проводятся специальные занятия по экологическому воспитанию. Тематика таких уроков определяется программными требованиями к каждому классу.

Экологическое воспитание младших школьников базируется на знаниях детей о природе, а также о трудовой деятельности человека, как в использовании природных ресурсов, так и в их защите и преумножении. Ученики начальных классов уже могут устраивать викторины, вечера загадок и интеллектуальные игры экологической тематики.

Школьники пишут сочинения, придумывают сказки, загадки, стихи, частушки и прочее, затрагивая проблемы экологии.   А также изготавливают плакаты о бережном отношении к природе и рациональном использовании природных ресурсов.

Младшие школьники берут шефство над дошкольниками и приходят к малышам с книжками о природе, играют вместе с ними в подвижные игры, просматривают мультфильмы, устраивают «эко» праздники, ухаживают за живым уголком, огородом или цветником в детском саду. 

Воспитание экологической культуры школьников осуществляется под руководством учителей и родителей.

Совместно они осуществляют природоохранные экспедиции в лес, где они ограждают муравейники, ремонтируют птичьи гнезда, делают кормушки для зверей, сооружают из еловых веток убежища для птиц, спасают весной в образовавшихся после наводнения лужах мальков рыб, расставляют вблизи тропинок щиты с собственными плакатами и призывами к защите окружающей среды. В школах дети организовывают сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц, а также на уроках труда они делают скворечники и кормушки. В школьном саду дети сгребают к стволам деревьев и кустов снег, занимаются озеленением площадок, улиц и пустырей. Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.  

Источник: http://bambinostory.com/ekologicheskoe-vospitanie/

Методы экологического воспитания дошкольников в рамках ДОУ

Экологическое воспитание детей

Экологическое воспитание дошкольников имеет большое значение в современной системе образования. Это связано с рядом глобальных мировых проблем. Научно-технический прогресс не стоит на месте, население планеты стремительно растет, а вместе с этим увеличивается и ресурсная потребность. Все это негативно сказывается на экологии.

Природное равновесие смещается как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Разрушение озонового слоя, так называемый парниковый эффект, снижение видового разнообразия растительного и животного мира, техногенные катастрофы, загрязнение атмосферы, низкое качество питьевой воды — все это и еще множество важных проблем стоит перед человечеством.

Сегодня многие недостаточно задумываются о сохранении Земли и, как следствие, не воспитывают в своих детях любовь к природе. Именно в дошкольном возрасте в ребенке закладываются базовые понятия о месте человека в мире. Одна из целей системы образования — формирование экологической культуры у дошкольников.

Задачами экологического воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование у детей достоверных представлений о взаимосвязях в природе.
  2. Установление стойкой ассоциации «Природа — наш общий дом», «Человек — часть природы».
  3. Развитие системы знаний и модели экологически правильного поведения, взаимодействия с окружающим миром.

Следуя аспектам экологического образования дошкольников, рекомендованных ФГОС, необходимо в образовательном учреждении создать среду для обеспечения ряда условий:

  • развитие ребенка в форме познания (среда должна отвечать запросам познавательной деятельности, давать возможности для постановки простейших экспериментов, моделирования и наблюдения, побуждать к возникновению у ребенка вопросов и поиску на них ответов);
  • эстетическо-экологическое развитие (умение видеть красоту природы, чувствовать вдохновение, удивляться множеству красок и форм);
  • оздоровительный эффект (озеленение среды, прогулки на свежем воздухе, экоплощадки для игр);
  • формирование гуманности и нравственности;
  • формирование ответственного отношения к природе, наличие эмоциональной составляющей;
  • выстраивание правильной модели поведения по отношению к природе (грамотное природопользование, уход за питомцами, желание заботиться о чистоте окружающей среды);
  • экологизация времяпрепровождения детей (занятия с природными материалами, использование их в творчестве).

Цели и задачи экологического воспитания осуществляются за счет блока взаимодействий:

  1. Теория и методика экологического образования должны отвечать стандартам ФГОС.
  2. Экологическая компетентность педагогического состава.
  3. Наличие экологической среды (возможность ее обеспечения за счет сторонних ресурсов).
  4. Использование форм и методов экологического воспитания дошкольников.
  5. Экологическое развитие и просвещение родительского состава.
  6. Работа в тесном социокультурном взаимодействии.

Работа с детьми в рамках ДОУ является важнейшим этапом для выполнения поставленных задач и осуществляется педагогическим составом. Такая работа включает множество методов, некоторые из которых будут рассмотрены далее.

Ежедневные прогулки

Территории большинства ДОУ включают в себя небольшие экологические тропы с различными природными объектами и их описанием. Такие прогулки несут развивающую, оздоровительную, образовательную и эстетическую функции.

Хвойные и лиственные деревья, мхи и лишайники, грибы, цветы и травы, гнезда, бабочки, муравьи — все это помогает детям лучше узнать окружающий мир. Наблюдая за живой природой, ребенок учится различать растения, познает разнообразие животного мира.

Особое внимание следует уделить разнице между вытоптанными тропками и нехожеными участками, наглядно демонстрируя, как легко изменяется растительный покров под влиянием человека.

Такие тропы превращают обычные прогулки в настоящие уроки экологии для дошкольников. При этом важно интегрировано подходить к занятию: обсуждать, наблюдать, анализировать, делать пометки.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни обеспечивают ежедневные прогулки. Дети наблюдают за сезонными изменениями (смена погодных условий, укорачивание светового дня, увядание растений), знакомятся с физическими свойствами природных материалов (глина, земля, песок, снег).

Экскурсии и природоохранные мероприятия

Большое влияние в воспитании экологической культуры дошкольников оказывают различные экскурсии.

Дети знакомятся с растительным и животным миром, с условиями их обитания, развивают эстетические чувства и наблюдательность.

Такая форма всегда вызывает интерес, будь то ботанический сад, океанариум или прогулка по заповеднику. Полученные впечатления необходимо обсуждать и закреплять в рамках занятий в группах, на уроках пения и рисования.

Важно научить детей трем заповедям для гостей природы (по Л.П. Симоновой)

  • 1 заповедь: не шуметь (чтобы не спугнуть животных и воспринимать слуховую информацию);
  • 2 заповедь: терпение (природа требует длительного наблюдения, не рассказывает о своих секретах сразу);
  • 3 заповедь: внимательность (требуется для поиска взаимосвязей в биоценозе и прогнозирования дальнейшего развития).

Общественные акции с привлечением родителей и различных организаций особо нравятся детям. Пропуская экологические проблемные ситуации через собственный опыт, видя значимость данного мероприятия, ребенок начинает осознавать ответственность перед природой за свои действия.

Примерами акций могут быть:

  • озеленение территории (посадка деревьев и кустарников);
  • «Цветочные краски» (высадка клумб);
  • «Природные доктора» (сбор лекарственных растений);
  • «Чтобы птички не мерзли» (изготовление домиков и кормушек для зимовки птиц);
  • «Чистая планета начинается с садика» (уборка территории ДОУ).

Тематические занятия

Уроки рисования на тему «Солнышко», «Бабочки», «Цветочек для мамы», аппликации «Божья коровка», «Земляника в лесу», лепка «Яблочки», «Гусеница» также помогают экологическому воспитанию дошкольников.

Можно использовать на занятиях записи различных природных звуков и каждый месяц организовывать тематические конкурсы рисунков и поделок из природного материала.

Также в осеннее время можно устроить занятие «Урожай года», куда дети принесут самый большой арбуз, кабачок смешной формы или морковку.

Важно проводить различные викторины, составлять и разгадывать кроссворды. Эти способы направлены на закрепление уже имеющихся знаний и интеллектуальное развитие.

Художественные произведения о природе воспитывают в детях чувство заботы и ответственности. Нужно использовать книги, рекомендованные программой ДОУ: обычно это произведения Ф. Тютчева, В. Бианки, М. Пришвина, А. Пушкина, А. Фета, Н.

Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, Н. Сладкова и др. После чтения с детьми проводят беседу, обсуждают смысл произведения, задают вопросы. У дошкольников сразу появляется сопереживание и сочувствие, развивается экологическая культура.

Словесные методы: составление сказок и рекламы

Пережитый опыт важно закреплять. Одним из таких методов является сочинение с детьми экологических сказок. Это позволяет глубоко прочувствовать важность помощи природе.

Например, небольшой рассказ о рыбке, которая заблудилась в тоннах мусора и не может найти путь домой к маме, а после того, как мальчик с папой почистили берег, она с легкостью уплыла. Примеров таких сказок множество.

Главное, подать ребенку идею. Такой метод позволяет понять направленность детских интересов.

Рекламирование ребенком определенного объекта — достаточно новый метод в образовании, но его эффективность подтверждает важность словесных методов в экологическом воспитании дошкольников. Помимо информации о предмете рекламы, ребенок получает и эмоциональный настрой, учится выделять его особенности.

Дети любят играть в рекламу.

Например, ребенок выбирает любое живое существо и составляет небольшой рекламный буклет, отображающий особенности выбранного животного или растения: «Это — божья коровка, живет на лугах, имеет красивую красную спинку с черными точками, а еще питается вредными насекомыми, спасая тем самым важные растения».

Эксперименты и дидактические игры

Дети по своей натуре всегда исследователи, поэтому особое внимание следует уделить изучению природных явлений через проектную деятельность.

Ребенок учится ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы и проверять их, анализировать и систематизировать полученные результаты. Примерами таких проектов могут служить любые физические и биологические процессы — испарение и замерзание воды, развитие растения под влиянием солнца, рост рыбки от малька до взрослой особи, простейшие химические опыты и пр.

Один из самых действенных методов по экологическому воспитанию дошкольников — проведение дидактических игр. Такие занятия учат ребенка целому комплексу важных компетенций: рассуждение, анализирование, умение запоминать, самостоятельность и др. Формируется экологическая культура.

Примеры игр, применяемых при экологическом воспитании дошкольников:

  1. «Пищевые цепочки». Воспитатель предлагает карточки с изображением животных и растений, дети выкладывают из них пищевые цепи.
  2. «Как вести себя в лесу». Воспитатель по очереди показывает предметы или картинки (спички, рогатка, радио, ружье и т.д.), дети по очереди объясняют, почему нельзя ходить в лес с этими предметами.

Влияние родителей

Полноценное экологическое образование дошкольников подразумевает сочетание методов работы ДОУ с работой семьи, поскольку именно родители дают ребенку первый опыт общения с природой, знакомят с правилами природопользования и показывают на собственном примере отношение к планете.

Аспекты общения семьи с ребенком:

  1. Понятность и доступность информации.
  2. Колоритность природных образов.
  3. Учет интересов ребенка при проведении бесед.
  4. Ответы на вопросы ребенка, объяснение природных явлений.
  5. Создание экологической среды в бытовых условиях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в домашних условиях производится под влиянием развивающей среды, которая должна включать:

  • зону живой природы (комнатные растения, аквариум с рыбками, хомячки, птички и т.д.), где ребенок самостоятельно или с помощью родителей учится уходу за живыми организмами;
  • наличие природных материалов для поделок и инструментов для работы;
  • фотографии, журналы и книги по экологии, рекомендованные для дошкольного возраста.

Именно блок взаимодействий «родитель — ребенок — воспитатель» в развивающей среде позволит выполнить все задачи экологического воспитания дошкольников.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.